Бог Сет (Древний Египет). Египетский бог сет Территория хозяином которой был злой бог сет

История Сета , образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика - голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha » и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями - Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами - Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.

Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии - тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола - два царя.

Однако ситуация резко меняется со II -й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub (ti ). Однако память о царе Верхнего Египта - Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti , ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.

Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.

Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром - это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II . На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II , бывший везирем до того как стать фараоном Сети I , прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»

Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка - он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».

В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, - Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
  4. М. Луркер. Египетский символизм;
  5. Плутарх. Об Исиде и Осирисе.

Трудно найти человека, которого бы не интересовала мифология. Красивая сказка, которая отражает предрассудки людей, живших еще до нашей эры. Туристы, посещая земли Египта, стараются не только обращать внимания на достопримечательности, архитектурные изыски и красоты этой земли, но и познать мифологию Египта.

Так как древний народ был достаточно набожен, то сразу появляется интерес к богам, которым они поклонялись, перед которыми трепетали.

Раскроем некоторую тайну о боге Сет.

Бог Сет, по египетской мифологии, представлен божеством пустыни, повелителем песчаных бурь. Кроме того, он является олицетворением зла, покровительствовал беспорядку и хаосу. По своему происхождению Сет относится к верховным богам. Его родителями были богиня Неба Нут и Геб. По мифу, жена Сета была богиня Нефтида, которая была четвертым ребенком этой божественной пары. Большим желанием Сета, согласно легендам и мифам древнего Египта, было отвоевать престол у Осириса, который был его братом.

Коварство Сета.

Для разрешения своих замыслов, Сет пошел на некоторые уловки. По его приказу был изготовлен саркофаг из золота (по некоторым преданиям это был сундук), который соответствовал габаритам Осириса. Пригласив гостей и Осириса к себе в дом, он предлагает этот золотой саркофаг тому, кто сможет в нем поместиться. Как только Осирис прилег в этот саркофаг, приспешники Сета закрыли его крышкой и сбросили в воды Нила. Некоторое время спустя, саркофаг пристал к Финикийским берегам. Здесь и смогла отыскать его жена Исида. Осириса тут же возвратили в дельту Нила. Но и теперь не оставил Осириса в покое коварный Сет. Улучив момент, он разрубает Осириса на многие кусочки. И, завоевав таким коварным способом трон, Сет становится полноправным хозяином Египта.

Месть за отца.

Бог Гор, сын Осириса, пытаясь отомстить Сету за смерть своего отца, вступает с ним в схватку. Он одерживает победу над Сетом при помощи бога Ра. Однако, бог Сет выживает и его противники обращаются в божественный суд, на котором решается вопрос царствования.

На протяжении восьмидесяти лет пытались найти правильное решение. Но только оживший Осирис дал возможность принять нужное и правильное решение. Сета лишили трона Египта, а бог Амон Ра, для воздействия на всех устрашающими мерами, забрал с собой Сета на небо.

Культ Сета.

Культ этого бога процветал в таких районах Египта как в Ком-Омбосе, в Омбосе, Гипселе, также в оазисах Харга и Дахла. Особенно его культ процветал на северо-востоке Дельты Нила. Оракул Сета существовал в оазисе Дахла до ХХII династии. Уже с 26 династии Сет стал самым ярым «злом».

Для всего, что было враждебно для долины Нила, Сет становился повелителем. Его почитали наряду с ассиро-финикийскими богинями Ашторет или Астартой и Анат, как покровителя чужеземцев и далеких стран. Уже во времена Нового царства этих богинь считали женами Сета.

Рождение Сета.

По сведениям Гелиопольской космогонии рождение Сета произошло в третий предновогодний день из бока своей матери богини Нут. Этот день для Египта считался несчастливым. Но даже тогда, египтяне не воспринимали Сета как нечто враждебное и злое, нежели змей Апоп или крокодил Мага. Хотя Сета считают повелителем хаоса и беспорядков = это в любом случае необходимое дополнение к порядку. Совершенные Сетом преступления и проигранный спор, не повлияли на то, что он единственный повелитель южной области в Египте. Он остался и повелителем только ему подвластной силы песчаных бурь и плохой погоды. Особенное почитание в качестве владыки воинской доблести и смелости Сет получал от Рамсессидов.

Изображения Сета.

Изображения Сета всегда были в образе животного. Интересно то, что в плане зоологического смысла очень сложно определить какое именно животное воплощал Сет. Эти толкования брали свое начало от трубкозуба через семейство собачьих и окапи, заканчивались эти толкования образом антилопы. Но чаще всего его образ походил на осла.

Даже образ этого животного для кочевников Верхнего Египта был олицетворением власти, а для земледельцев Нижнего Египта – это был главный символ беды. Это дало возможность Сету, наравне со своим партнером и племенником Гора править в другой части Египта.

Мифология Египта.

Не только в мифологии Египта, но и в любой другой, присутствует доброе начало и злое. В мифологии Египта богу Сету отводится злое начало. Правда, есть персонаж, который наделен еще большим началом зла – это змей Апоп. Но его отождествляют с различными стихиями, а Сет был наделен человеческими пороками – это зависть, жестокость, коварство. Его образ в мифологии предстает в образе богочеловека.

Надо отметить и нечто положительное в Сете. Примером этого может служить приписанные ему сила и доблесть. Эта легенда о том, как он спас бога Амона Ра от змея Апопа. В ней рассказывается как, расположившись в ладье бога Ра, Сет копьем поражает змея.

Со временем, Сет набирается злых качеств. Это позволило стать ему богом для стран враждебных Египту. Кроме того, его олицетворяют с вредоносным богом и властителем пустыни.

Скорей всего, что боги первоначально имели большую схожесть с людьми. То есть они как и люди были противоречивы. Все что для людей считается нормой, не уместно для божественных символов. По истечении некоторого времени, божественные и человеческие черты стали отделяться. И, таким образом, сознание египтян, в боге Сете, выражало процесс непрекращающегося опустынивания земли. Этот процесс, связан с активной деятельностью человека и тянется на протяжении нескольких тысячелетий.

Сопоставление Сета с другими богами Египта и божествами других народов.

Египетский народ отождествлял Сета с Бебаном. У ливийского народа – это был бог Аш. На полуострове Синай – Немти. Для хурритов – это был Тушеб.

Сета отождествляли с Ваалом при гиксосах, и город Аварис стал местом для его культа. Как предполагает Е.П. Блаватская Сета также отождествляют с богом Яхве. У сета были жены по именам Анат, Ашера или Астарта. Они отождествляют имена жен Яхве и Бала.

В мифологии Древней Греции – это Тифон. Эту же теорию поддерживали и теософы ХХ века, которые предполагают, что Сет – это Сиф, является сыном Адама, и это второе имя Тифона.

Немти, или в прежнем прочтении Анти – это самый почитаемый и известный бог Древнего Египта. Его изображение найдено в виде сокола, стоящий на полумесяце, который символизирует ладью. Он, считался символом для 18 верхнеегипетского нома (город Хут Несу). С большим почтением к нему относились в 10 и 12 верхнеегипетских номах. Для этих мест он был божественным перевозчиком.

Вот некоторая легенда о тяжбе между Сетом и Гора. В этой легенде Сет выступает как простой лодочник, который был соблазнен золотом Исиды. За это его признали виновным, и получил наказание от богов Девятки. Наказание заключалось в битье палками по пяткам. В папирусе Жумиляк освещено наказание с Немти - с него сняли весь кожный покров с костей. Пройдя, таким образом, некоторое «очищение» перед нами предстает Немти в новом качестве: это скелет из серебра, который стоит над своей плотью из золота. Согласно этим мифам Немти, после такого жестокого наказания, наложил проклятие на золото и в последствии в местах, в которых почитали Немти, на золото было наложено жесткое табу. Немти – считается одной из ипостасей Сета.

Египетский гороскоп.

Согласно данным этого гороскопа, люди, рожденные с 28 мая по 18 июня и с 28 сентября по 2 октября, обладают сверхъестественными возможностями, такими как возможность, читать знаки судьбы и, растолковав их сделать правильное логическое умозаключение. У них дар к гаданию, причем для этого они могут использовать различные средства: кофейная гуща, карты. Это люди, которым можно доверить даже собственную жизнь. Основными чертами этих людей заключается в том, что они сами создают себе препятствия, а потом, героически преодолев их стать несколько сильнее, они, находясь в вечной борьбе, стремятся к завоеваниям. Преодолевая созданные препятствия, они получают от этого громадное удовольствие. Они ждут лучшее завтра, нежели вспоминать вчерашнее. Они не готовы учиться на чужих ошибках, да и свои ошибки не учат этих людей. Поэтому они всегда все начинают с нуля или с «чистого листа». Свое внутреннее равновесие они добиваются за счет собственных противоречий. В каждом деле они могут положиться исключительно на себя. Не терпят никаких ущемлений, то есть неограниченное желание свободы в любви, в профессиональной деятельности.

Братья: Осирис Сёстры: Исида , Нефтида Связанные персонажи: Немти , Аш , Тешуб , Апоп , Тифон , Сатана , Сатурн , Баал , Йево , Кали и Шива Связанные события: День его рождения - третий предновогодний - считался в Египте несчастливым Атрибуты: скипетр Уас и анх ; стихия - пустыня , песчаные бури . Характерные черты: с головой похожей на осла , трубкозуба ; крокодил , гиппопотам , змея , гиппопотам в шкуре крокодила , чёрная свинья Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Сет (мифология) Сет (мифология)
Сет
в иероглифах

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ ) - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь , разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду . Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов . Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа , олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной . Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

Историчность

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид » и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом , местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис . В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети , Сетнахт ; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период , в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады . Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Его Величество (Рамзес III) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса , а его протяжённость - такая же, как у Хут-ка-Птаха . Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона , на юге - храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто - на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, «Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце » как визирь , дружественно настроенный к Египту.

Родословная

Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба . Являлся братом Осириса , Исиды и Нефтиды , для последней он также был мужем. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения - третий предновогодний - считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображения

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл .

Мифы

По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор , долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат ; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама - Исиду Хесамут . Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу , где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона , представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы - плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом , защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев , когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Сопоставления

Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.

Сет в массовой культуре

  • Один из героев романа Роджера Желязны «Создания света, Создания тьмы ».
  • В гиборийском (хайборийском) мире Конана Сет является богом Стигии, покровителем колдунов Чёрного круга и главным антагонистом Митры. Вопреки традиции, он изображается в виде змеи.
  • В фантастическом сериале «Звёздные врата: SG-1 » Сет - один из гоа’улдов (фараон -инопланетянин). Непосредственно ему посвящена серия «Сэт», где он представлен бессмертным, ныне живущим на Земле, и является главарём тоталитарной деструктивной секты .
  • В игре Egypt 3: The Egyptian Prophecy (англ.) является богом-антагонистом . Он насылает беды на строительство обелиска в честь Рамсеса II , что может привести к: разрушительной песчаной буре , бедствиям и смерти фараона. В игре есть символы бога: черепаха, змея - в которую превращается жрица Сета; стражники фараона называются «ослами», но это не связывается с Сетом.
  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения .
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • В эпизоде «Пирамиды Марса» классического сериала Доктор Кто Сутек - инопланетное божество, погребённое собратьями под пирамидой в Сахаре. Доктор столкнулся с ним в 1911 году, когда Сутек планировал сбежать из своей темницы и уничтожить Землю.
  • В американском мультипликационном сериале
  • В книгах Рика Риордана Красная Пирамида (роман) , Трон огня и Тень Змея
  • В американском фильме «Боги Египта » режиссёра Алекса Пройаса, Сет (Джерард Батлер) является главным антагонистом.
  • Во французском мультфильме «Приключения Папируса » - главный антагонист.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сет (мифология)"

Примечания

Источники

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Set — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seteh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setesh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seth — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Soutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutej — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Suty — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Сети — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сетх — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сута — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сутех — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета , появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н.э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - "Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках". Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг .

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором - сочетание имен Сета и Гора означает "царь"). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. "Тексты Пирамид" изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом . Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами . Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил...

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора . Победа досталась Гору , и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демон изироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета .

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета , относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев - гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис . В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете . С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество .

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя,