Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Храм Иоанна Воина на Якиманке: история церкви и ее святыни Храм иоанна воина на якиманке официальный

Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке - православный храм в честь мученика Иоанна воина.

Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один - храм Ивана Воина . Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки. Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки. Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.


Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный.


Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).


В 1779-1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.


С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.


В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

В церкви Иоанна Воина хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), Святого Василия Блаженного (из Храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.

Храм Иоанна Воина на Якиманке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Красивейший памятник русского барокко, храм Иоанна Воина вот уже более трёхсот лет украшает Большую Якиманку. Исконно русская планировка здания (по преданию, план начертил сам Пётр I) по типу «восьмерик на четверике» сочетается здесь с неожиданно ярким фасадом, расцветающим мозаикой красных, зелёных и жёлтых деталей. За свою историю храм Иоанна Воина ни разу не закрывался, богослужения продолжались здесь даже в смутные для Церкви 1920-1930 годы. Для верующих храм важен ещё и по той причине, что здесь находятся немало почитаемых святынь: Владимирская икона Божией Матери, икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, а также ковчеги и иконы с частицами более 150 угодников.

Немного истории

Имя архитектора храма Иоанна Воина в анналах истории не сохранилось. Предполагается, что им был Иван Зарудный - признанный мастер виртуозного смешения традиций русской архитектуры и европейского барокко. Легенда гласит, что план храма начертал сам император Пётр I, впрочем, достоверного подтверждения этому нет. Как бы там ни было, в 1704 году церковь была заложена, а для прихожан она открылась в 1717-ом. В конце 18 века храм обзавёлся фресками и иконостасом, однако до наших дней они не сохранились - нынешний иконостас был перевезён сюда в 1920-е годы из разрушенного храма у Красных ворот. Храм Иоанна Воина никогда не закрывался, и в 1930-е годы сюда свозились многие ценные иконы из уничтоженных церквей, чем и объясняется сегодняшнее богатство его коллекции.

В приставном приделе находится почитаемая икона великомученицы Варвары и часть её перста с перстнем.

Что посмотреть

Храм Иоанна Воина на Якиманке в обязательном порядке обращает на себя внимание любого прохожего - настолько необычен его щедро приправленный барочными элементами, но всё же отчётливо русский облик. Фасад храма - пёстрое многоцветье: зелёная листовая крыша, красные стены, белые колонны и красно-жёлто-зелёная мозаика черепицы, покрывающей основание купола.

В храме три придела - южный, северный и приставной. Южный освящён во имя мучеников Гурия, Самона и Авива - здесь можно помолиться перед их иконой; северный - во имя святого Димитрия Ростовского. В приставном приделе находится почитаемая икона великомученицы Варвары и часть её перста с перстнем. А в главном пространстве храма центральное место занимает икона мученика Иоанна Воина с житием.

Внутреннее убранство храма также сочетает русские и барочные традиции: иконостас и отдельные иконы богато украшены золотыми окладами, ко многим подношены дары исцелившихся верующих. Центральный купол - гармония пастельных голубых и бежевых тонов с фресками-медальонами и сдержанной белоснежной лепниной.

Среди других почитаемых икон храма - икона Серафима Саровского с частицей мощей и иконы Иоакима и Анны.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка, 46.

Храм открыт с раннего утра до вечера. Ежедневно совершаются две службы: в 8:00 и 17:00, в воскресенье и на праздники - в 7:00 и 10:00, накануне - всенощное бдение в 17:00. При посещении храма приветствуются пожертвования.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке в Москве - Православный храм, названный в честь мученика Иоанна Воина, расположен в московском районе Якиманка.
В живописнейшем районе на улице Якиманка в тени старых деревьев уютно расположился один из красивейших Храмов Москвы – Храм Иоанна Воина. Кстати, сама улица Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. Первое упоминание о Храме относится к 1625 году, тогда Храм располагался ниже, на берегу реки и часто подтапливался. Существует предание, что Пётр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план»
Здание храма возведено в 1704-1713 г в время правления Петра 1.
В 1711 г. была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 г. Экзархом митрополитом Рязанским. В 1759 г. сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 г. была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
Храм никогда не закрывался для богослужения.
В 1930-е г. некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый Храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 г. стал настоятелем храма Иоанна Воина.
Существующий в храме барочный стиль (1712 г.) в 1928 г. перенесен из разрушенной церкви Трех Святителей у Красных ворот.
Первоначальная лепная отделка интерьера и настенная живопись (1785 г., художник Г. Доможаров) появлялись в 1859 - 1862 гг.; к тому же времени относятся классические придельные иконостасы в трапезной.
В 1754 - 1758 гг. церковный участок украсила замечательная барочная ограда с ажурными коваными решетками и воротами.
Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный
Главный престол освящён во имя мученика Иоанна Воина, боковые приделы в честь мучеников Гурия, Самона и Авива, и святителя Димитрия Ростовского.
Главный предел был освящен в 1717 году местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским).
В храме совершали богослужения Святейшие патриархи Сергий (еще в сане митрополита), Алексий I, Пимен, и Алексий II.
В храме находится много святынь из разрушенных храмов, т. к. эта церковь не закрывалась.
При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, работает приходская библиотека.

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас - современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе - окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы - Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами - из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора (Надеждина), быв. настоятеля храма (в 1906-22 годах), прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.