Игра «Умники и умницы» в начальной школе. Игра "умники и умницы" в начальной школе Презентация умники и умницы для начальной школы

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивности деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

Задачи конкурса-игры

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
  • создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;
  • содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:

  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.

Планируемые результаты :

Личностные:

  • осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
  • объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);

Метапредметные:

  • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.

Предметные :

  • усваивать первоначальные представления об особенностях различных профессий;
  • объяснять мир животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов, растений.
  • определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
  • осознавать себя носителями родного языка;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Этапы конкурса-игры

Конкурса-игра «Умники и умницы» проводится в пять этапов.

  • Первый этап «Разминка» (область общих знаний ).
  • Второй этап «Грамотей» (филология) .
  • Третий этап «Одень капитана» (профориентация ).
  • Четвёртый этап «Меткий стрелок» (математика ).
  • Пятый этап «Путешествия по планете» (окружающий мир ).

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 45-50 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Филология (Русский язык)», «Математика и ИКТ».

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения конкурса-игры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, программное обеспечение, доступ в Интернет, Wi-Fi, персональные Maсbookи для каждой группы участников, лотерейный барабан, коробки, в которые сложены предметы, необходимые людям различных профессий.

Дидактические и раздаточные материалы: карточки с заданиями для лотерейного барабана.

Участники конкурса-игры: В конкурсе-игре принимают участие учащиеся 1–2 классов. Участники каждого учебного учреждения представляют команду из пяти человек (капитан и четыре члена команды).

Жюри конкурса-игры: Жюри формируется из учителей (воспитателей) участников игры-конкурса.

Задачи жюри :

  • оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
  • оповещать участников о принятых решениях;
  • принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам пяти этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Комментарий для учителя. Презентация , сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 17 слайдов.

  • 1 слайд. Титульный
  • 2 слайд. Карта игры. По гиперссылкам можно переходить к выбранному слайду.
  • 3 слайд. Разминка. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 4 слайд. Грамотей. По гиперссылке открывается игра в Leaningapps. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 5 слайд. Меткий стрелок. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 6 слайд. Конкурс капитанов. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 7 слайд. Путешествие по планете. По гиперссылке можно перейти к нужному слайду. 1 – Лес. 2 – Пустыня. 3 –Океан. 4 – Луг . Переход на заключительный слайд осуществляется по стрелке.
  • 8 -11 слайды. Настроена система триггеров. Если кликнуть по картинке с изображением лишнего животного, то картинка исчезает. Если ответ неверный – картинка станет качаться.
  • 8 слайд. Лес . Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 9 слайд. Пустыня. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 10 слайд. Океан. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 11 слайд. Луг. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 12. слайд. Заставка (титульный слайд).
  • 13 слайд. Поздравляем победителей.
  • 14-16 слайды. Источники (не демонстрируются)

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Слайд 1

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Ведущий 1: Оценивать наш конкурс будут ваши наставники.

Жюри занимает свои места и получает протоколы. Приложение 1

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие…

Ведущий перечисляет названия образовательных учреждений, принимающих участие в игре.

Ведущий 2:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Слайд 2

Ведущий 2: Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из пяти этапов. Первый этап «Разминка» поможет вам показать ваши общие знания, кругозор, начитанность. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Одень капитана» посвящен разным профессиям. Возможно, он послужит для кого-то из вас ориентиром при выборе будущей профессии. Четвёртый этап «Меткий стрелок» перенесет вас в область математики. На пятом этапе вы отправитесь в «Путешествие по планете».

Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

II. Первый этап

Слайд 3

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «Разминка». Приложение 2

В лотерейный барабан вложены карточки с заданием. Представители каждой команды по очереди достают карточку с заданием. Команда совещается и дает ответ на поставленный вопрос.

Критерии оценивания первого этапа

III. Второй этап .

Слайд 4

Ведущий 1: Девочки и мальчики! Перед вами задание второго этапа «Грамотей». Это грамматический паззл. Он составлен из словарных слов. Выше и ниже игрового поля расположены буквы. Вам нужно выбрать букву и слово, в котором эта буква есть. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

(У каждой команды Maсbook LearningApps.org/watch?v=gtd2m7ik)

Критерии оценивания второго этапа

IV. Третий этап .

Слайд 5

Ведущий 2: Наш третий этап – «Одень капитана». Приложение 3

У нас в гостях побывали люди пяти разных профессий. Их спецодежду и инструменты мы разложили в разные коробки. Похоже, мы что-то перепутали. Предлагаем вам внимательно рассмотреть содержимое ваших коробок и коробок ваших соперников. Найдите униформу для своего капитана и объясните, какую профессию он представляет. Будьте внимательны!

(В специальных коробках в хаотичном порядке разложены инструменты, униформа врача, повара, спортсмена, моряка, строителя. Есть предметы, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше профессий).

Критерии оценивания третьего этапа

V. Четвертый этап. Часть первая .

Слайд 6

Четвертый этап состоит из двух частей.

Ведущий 1: Четвёртый этап – «Меткий стрелок». (Детям раздаются листы с заданиями. Приложение 4)

Ведущий 1: Предлагаем вам рассмотреть первую круглую мишень. Сделайте восемь выстрелов, заполните пропуски и впишите недостающие числа. В этом вам поможет таблица умножения. На выполнение задания даётся три минуты.

(После завершения работы бланки с выполненным заданием отдаются жюри.)

Критерии оценивания четвёртого этапа (1)

VI. Четвертый этап. Часть вторая .

Слайд 7

Ведущий 2: Предлагаем вам проверить меткость, использовав вторую мишень. Выпустите по четыре стрелы (выберите четыре числа) и наберите в сумме ровно 100 очков. Победит тот, кто сумеет найти больше вариантов.

Критерии оценивания четвёртого этапа (2)

VII. Пятый этап .

Слайд 8

Ведущий:

Карту мира мы возьмём,
Путешествие начнём
По морям, по океанам,
Странам и материкам.
(Автор стихотворения Елена Кныш)

Ведущий: Девочки и мальчики. Начинаем путешествие по планете. Будьте внимательны, потому что некоторые животные заблудились. Ваша задача определить, кто из животных попал в чужую среду обитания. Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы попали.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!

Дети (первая команда) отвечают хором: Лес.

Слайд 9

Ведущий . Определите, кто из животных не должен жить в лесу. Если вы дадите правильный ответ, то лишнее животное отправляется в свою среду обитания. Если ответ неверный – картинка станет покачиваться.

На слайде изображён лес, в котором обитают павлин , белка, сорока, заяц, кенгуру , лось.

Слайд 10

Ведущий : Продолжаем наше путешествие.

В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.

Дети (вторая команда) отвечают хором: Пустыня.

На слайде на фоне пустыни изображены верблюд, волк , змея, тушканчик, енот , ящерица.

Слайд 11

Ведущий:

Царство рыб, китов, кальмаров,
Звёзд морских, медуз, кораллов.

Дети (третья команда) отвечают хором: Океан.

На фоне океана изображены: щука , кит, акула, рак , морская звезда, кораллы .

Слайд 12

Ведущий:

Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!

Дети (четвертая команда) отвечают хором: Луг.

На фоне луга изображены: мышь, олень , шмель, бабочка, перепелка, глухарь.

Критерии оценивания пятого этапа

VIII. Итог конкурса-игры «Умники и умницы» .

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

Вручение кубков и грамот.

Замышляева Галина

Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были настроены на победу! На вопросы отвечали быстро, содержательно, уверенно. Лишь только два раза они дали шанс зрителям ответить на вопрос.

Игра закончена, дипломы вручены!

Давайте посмотрим, как это было.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на финале интеллектуального конкурса «Умники и умницы: первые шаги».

В финальной игре принимают участие победители первого тура игры, это… (называются участники игры). Давайте поприветствуем их.

(Зрители приветствуют участников игры)


Ведущий. В финале нашей игры 5 категорий: сказки А. С. Пушкина, окружающий мир (птицы, краеведение (мой родной край, праздники России, русский язык (устаревшие слова).

Правила игры все те же. Каждому участнику я буду задавать по одному вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ зрители могут заработать жетон.

Будьте внимательны, отвечает только тот, кому задали вопрос.


Оценивать ваши ответы будет наше справедливое жюри. .(представляются члены жюри)


Итак, начинаем игру. Прошу участников пройти на дорожки. Желаю вам удачи !


Вопросы к финальной игре

1. В «Сказке о царе Салтане» девицы, занимаясь рукоделием, вели неспешную беседу и мечтали о своем будущем.

Вопрос: что они обещали сделать в роли царицы?

Ответ: приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря.

2. Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» по приказанию старухи несколько раз ходил к морю с просьбами к золотой рыбке.

Вопрос: сколько просьб старика выполнила золотая рыбка и какие?

Ответ: четыре (корыто, изба, дворянка, царица)

3. В «Сказке о мертвой царевне» злая царица решила извести свою молодую падчерицу. Переодевшись нищенкой, она угостила царицу отравленным яблоком. И только верный пес почуял беду.

Вопрос: как звали собаку у семи богатырей в этой сказке?

Ответ: Соколко.

1. Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают, учат летать. Но есть птица, которая бросает своих птенцов сразу после рождения.

Вопрос: о какой птице идет речь?

Ответ: кукушка.

2. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Эта птица не просто уничтожает жуков и их личинки, она достает их оттуда, откуда никто не может достать. И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга всем известной птицы, которую в народе называют лесным доктором.

Вопрос: что это за птица?

Ответ: дятел.

3. Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко красные надбровные дуги.

Вопрос: как называется эта птица?

Ответ: глухарь.

1. В нашей стране, да и в других странах мира каждый город, поселок, село, деревня имеют свое название, которое отличает его от других населенных пунктов. Наше село получило свое название в честь великого драматурга Островского

Вопрос: а как раньше называлось наше село?

Ответ: Семеновское-лапотное.

2. У каждого человека есть своя малая родина, т. е. место, где он родился, вырос, живет. И чтобы его найти, нужно знать адрес его проживания. Но адрес имеют не только жители, а и различные здания.

Вопрос: на какой улице находится наш детский сад?

Ответ: переулок Школьный.

3. Все вы знаете, что каждая страна имеет свою государственную символику. Города и поселки так же имеют свой флаг и герб, которые рассказывают об их особенностях.

Вопрос: какие цвета на флаге и что изображено на гербе нашего поселка?

Ответ: синий и зеленый, Снегурочка.

1. Этот праздник отмечают не только в России, но и во многих других странах, потому он и международный. В нашей стране в этот день поздравляют всех женщин и девочек.

Вопрос: о каком празднике идет речь?

2. В законе о днях воинской славы так говорится об этом празднике: 23 февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Сейчас это праздник всех настоящих мужчин.

Вопрос: как называется этот праздник?

Ответ: день защитника Отечества.

3. Этот праздник, наверное, самый трогательный, самый радостный праздник нашей страны. Ветеран с орденами на груди, ведущий за руку внука, - символ связи поколений, силы нашего Отечества. В этот день мы особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все трудности.

Вопрос: что это за праздник?

Ответ: День Победы.

1. Поздним вечером три девицы под окном делились друг с другом своими мечтами, если станут царицей…

«Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь»

Вопрос: какое помещение в давние времена называли светлицей?

Ответ: у восточных славян светлая парадная комната, часто в верхней части дома.

2. Послушайте отрывок из «Сказки…»

«В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался»

Вопрос: объясните, что такое сени?

Ответ: нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.

3. Князь Гвидон после превого посещения корабельщиками прекрасного града на острове Буяне захотел увидеть царя Салтана, своего отца. О своем желании он поведал царевне Лебедь, и она взмахом крыла сотворила чудо:

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборатился, полетел и запищал, судно на море догнал»

Вопрос: что это значит, оборотился?

Ответ: перевоплотиться, превратиться.





Ведущий: Дорогие участники, вы с честью прошли все испытания!

И выполнили все сложные задания. Минута истины наступает

Пора расставить все точки над "И"

Победителей конкурса пусть объявит

Беспристрастное строгое наше жюри.

(Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.)


Самый эрудированный зритель игры.


Участники, занявшие второе место.



Победитель интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"


Ведущий: На этом наш конкурс «Умники и Умницы» заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам игры желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Цель: развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон». Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем.

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по одному очку.

Вопросы для 1 команды:

1. Сколько месяцев в году? (12.)

2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре.)

3. Колобок, обросший иглами? (Ёж.)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино.)

5. Кто всю зиму спит? (Медведь.)

6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах.)

7. Самый короткий месяц в году? (Февраль.)

8. В какое время года появляются подснежники? (Весной.)

9. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать.)

10. Какой первый день недели? (Понедельник.)

11. Пальто, платье, свитер это... (Одежда.)

Вопросы для 2 команды:

1. Сколько дней в недели? (7.)

2. Курица в детстве? (Цыпленок.)

3. Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба – Яга.)

4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина.)

5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок.)

6. Висит груша нельзя скушать? (Лампа.)

7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино.)

8. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной.)

9. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать.)

10. Первый месяц года? (Январь.)

11. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь.)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур – «Логические задачи»

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи). За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2 - видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физминутка.

Мартышки

(Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур – Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам».

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

Вертолет;

Что принадлежит фее?

Волшебная палочка;

Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

Слоновьи;

В сапогах.

Кого поймал Емеля?

Что хранилось в сундуке Кощея?

Драгоценные камни;

Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур – «Отгадайка?»

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Ответ: Лягушка.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик.

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.

Но в век машины и мотора, боюсь,

В отставке буду скоро.

Ответ: Конь, Лошадь.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Умники и умницы».

Составила учитель начальных классов Латыпова Л.Л.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»:

    Создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

    Расширять творческое воображение детей, фантазию, мышление.

    Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

    Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи конкурса-игры:

    активизировать познавательную деятельность детей;

    способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

    создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

    содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование : класс украшен воздушными шарами, плакатами. В классе установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз, карточки с заданиями, фишки,презентация.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 35-40 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Чтение».

Звучит песня «Чему учат в школе».

Ход проведения мероприятия.

Ведущая . Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы»! Название этой игры не случайно. Она для умных, смекалистых и сообразительных детей.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаем правила поведения: НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО: болеть за команду, отвечать, тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представляю вам команды участников: это команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Каждая команда проводит презентацию-приветствие.

Ведущая . Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Девиз команды «Почемучки»:

«Мы пытливые умы, Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый, Помогает, нам расти».

Девиз команды “Знайки”: «Мы любим учиться, мы любим читать, хотим все науки на свете познать!»

Разминка (на доске вопросы Кто? Что?, каждая команда поочереди на скорость выходит и записывает слова,слова необходимо выбрать из карточек) Какая команда первой выполнит задание, та и выигрывает право первой отвечать на вопросы конкурса.
1 ТУР - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли)

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание . Доскажи словечко - назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды. «Почемучки»

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха... (Тортилла).

Пчела... (Мая).

Сова... (Бумба).

Братец... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды «Знайки»

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил... (Гена).

Домовенок... (Кузя).

Почтальон... (Печкин).

Красная... (Шапочка).

Кощей... (Бессмертный).

Старик... (Хоттабыч).

3 задание . Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул... (грузовик). (А. Барто)

Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Игра «Прилетели птицы». (для болельщиков)

Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!

II ТУР - ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

✓ Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)

✓ Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.)

✓ Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)

✓ Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)

✓ Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)

✓ Дом для денег? (Кошелек)

✓ От чего утки плавают? (От берега)

✓ По чему летают самолеты? (По небу)

    Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. (Пила)

    Каких камней не найти в море? (Сухих)

III ТУР - КОНКУРС «Угадай кто?»

Каждая команда получает карточку со словом, например: «учитель» и «врач». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается.3 попытки. Затем команды меняются местами.(водитель, спортсен, портной, уборщица)

Игра «Угадай сказку по смайлам»

IV ТУР – РЕБУСЫ Отгадай героя книги («Малыш и Карлсон», «Чиполлино»)

Конкурс «Доскажи словечко» (для болельщиков)

Ребята, а вы знаете вежливые слова? Вот я сейчас и проверю…

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

V ТУР- СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ Предлагается командам собрать пословицы из разрезанных картинок.

Игра для болельщиков

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Из чего фея сделала карету для золушки?
«А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?

Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях?
Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного?

Ведущая.

Наша игра пришла к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

И команды наградить!

Проводится награждение команд.

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для оплаты правильных ответов. В качестве ведущего может выступить классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети смогут составить свои.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы заработанных командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма : интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

Один ум хорошо, а много умов - лучше!

Ученье - свет, а неученье - тьма!

Грамоте учиться в жизни пригодится!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Кто любит науки, тот не знает скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись и больше не ленись!

Оборудование:

а) за день-два до классного часа изготовить 55 маленьких монет достоинством от одного до пяти «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

1 «ум» - 15 штук;

2 «ума» - 15 штук;

3 «ума» - 5 штук;

4 «ума» - 5 штук;

5 «умов» - 10 штук.

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить столбиками на столе учителя;

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Страны знаний;

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по 2 слова с перепутанными буквами:

Оформление класса:

а) если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту Страны знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекресток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т. п.;

б) можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

а) конкурс «Разминка на лесных тропинках»;

б) конкурс «Долина чисел»;

в) конкурс «Вершина рекордов»;

г) конкурс «Путаница»;

д) конкурс «Деревня Узелки»;

е) конкурс «Перекресток трех дорог»;

ж) конкурс «Столица Пятерочка»;

з) «Остров сокровищ» - подсчет результатов.

3. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах; так называется валюта Страны знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2,3,4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а тот, кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет гражданином Страны знаний.

В путешествие мы отправляемся 5 экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учебы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж 1 «Восток», капитан (имя, фамилия); экипаж 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж 4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж 5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.

Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города Страны знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

II. Интеллектуальная игра «Умницы и умники»

Конкурс «Разминка на лесных тропинках»

(Для награждения нужны 10 монет в 1 «ум».)

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 «ум». На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы.

Ведущий задает вопросы командам по очереди (по 2 вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

Конкурс «Долина чисел»

(Для оплаты нужны 5 монет в 7 «ум».)

Классный руководитель. С Лесных тропинок мы направляемся прямо в долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, Цена вопроса - 1 «ум». Задача понятна? Поехали!

Учитель задает по одному вопросу каждой команде:

1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5.)

2. Сколько звезд на погонах армейского капитана? (4.)

3. Сколько музыкантов в секстете? (6.)

4. Сколько чудес света? (7.)

5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2.)

Конкурс «Вершина рекордов»

(Нужны 5 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на вершину Рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 «ума». Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задает по 7 вопросу каждой команде:

1. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер.)

2. Назовите самое глубокое место на Земле. (Марианская впадина в Тихом океане.)

3. Назовите самый большой океан? (Тихий океан.)

4. Назовите самые соленые моря на земле. (Красное море, Мертвое море.)

5. Назовите самое большое морское животное. (Кит.)

Конкурс «Путаница»

(Нужны 10 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. Ну что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 «ума». На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по 2 на каждую команду).

1. СТЕКЛ (клест)

ЛЯДЕТ (дятел)

2. АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЛВИНАП (павлин)

ТАИС (аист)

4. ЦЕРВОСК (скворец)

РИНГЕСЬ (снегирь)

5. НАРОВО (ворона)

ЕЛГОЩ (щегол)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы, и бедные пернатые радостно полетели в свои гнезда!

Конкурс «Деревня Узелки»

(Нужны 5 монет в 3 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню Узелки. Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 «ума». Время обсуждения - 1 минута. Слушаем вопросы.

1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «caput» - голова.)

2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - китайское яблоко.)

3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: «astra» в переводе на русский - звезда, астронавт -звездоплаватель.)

4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова «gladius» - меч.)

5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески - это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты.)

Конкурс «Перекресток трех дорог»

(Нужны 5 монет в 4 «ума».)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались... на перекресток 4 дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с 3 ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в 4 «ума», а выберешь неправильный - останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по 1 вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

а) Борис и Глеб;

б) Кирилл и Мефодий; +

в) Ярослав Мудрый.

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы», что значит «Иду на вас» - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

б) Святослав; +

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?

а) Дмитрию Донскому;

б) Юрию Долгорукову;

в) Александру Невскому. +

4. От чего по преданию погиб князь Олег?

а) от стрелы;

б) от инфаркта;

в) от змеиного укуса. +

5. «И пошел Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

а) Москва;

в) Стамбул.

Конкурс «Столица Пятерочка»

(Нужны 10 «монет» в 5 «умов».)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а 5 ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 «умов». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будет дано 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т. п.)

2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т. п.)

3. Какие марки легковых автомашин вы знаете? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)

4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т. п.)

5. Какие народные русские промыслы вы знаете? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т. п.)

6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т. д.)

7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)

8. Назовите 5 певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)

9. Назовите 5 столиц европейских государств. (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т. п.)

10. Назовите 5 ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)

Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «умов» вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают монеты.

Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны.

Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Примерные ответы детей:

Мне понравилось искать ответы на Перекрестке.

Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по 5 ответов, заработали 5 «умов».

Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.

Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.