Как осуществляется переселение из ветхого и аварийного жилья. Подробная инструкция по порядку переселения и правах переселяемых. Все о переселении из аварийного жилья Граждан из аварийного жилищного фонда

Как осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 году? Для возможности переселения необходимо знать о некоторых нюансах.

Что нужно знать

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для возможности переселения из аварийных многоквартирных домов в кратчайшие сроки необходимо знать законодательство РФ по этому вопросу.

Это позволит избежать многих бюрократических процедур, которые осуществляются формально.

Основные понятия

Под определением “аварийное состояние здания”, на основании , подразумевает под собой текущее состояние постройки, при котором более 50% жилой площади основной конструкции несет угрозу для жизни граждан.

Одновременно с этим, под определением “аварийное состояние несущей конструкции” указанным вышке актом подразумевает текущее состояние конструкций постройки.

Отдельно взятая конструкция, которая находится в состоянии, указанном выше, может считаться предаварийной в том случае, если она затрагивает иных строений/конструкций и не может повлечь за собой текущие условия проживания

.

Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что аварийные жилые постройки включаю в себя определенные деформации и повреждения, что влечет за собой опасность здоровью граждан во время проживания из-за высокой вероятности обрушений.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами переселения из аварийного жилья принято считать:

  • возможность получения жилой недвижимости с существенно лучшими условиями проживания;
  • есть возможность продать такое имущество государству по среднерыночной цене;
  • есть возможность приватизации муниципальных квартир.

Одновременно с этим, если граждане приняли решение приватизировать муниципальную квартиру (находится в собственности по договору найма) до получения статуса аварийности, то это будет невыгодно.

Во многом это связано с тем, что если гражданин стоит в очереди на улучшение условий, то ему по закону полагается минимум 18 кв. м., а при смене статуса (к примеру, если пользовались по ), он вынужден оплачивать все налоги.

Дополнительно нужно будет оплачивать ЖКХ в полном объеме.

Правовая база

Практически все вопросы регулирует

Закон четко предусматривает определенный механизм оказания денежно помощи с целью:

  • осуществления капитального ремонта;
  • возможного переселения граждан и жилья, которое считается аварийным.

В дальнейшем Правительством РФ было принято еще несколько законодательных актов, которые дополняют основной.

В частности:

  • жилая недвижимость, которая считается опасной для проживающих граждан, считается аварийным. В обязательном порядке оно должно подлежать сносу либо же реконструкции (если ремонт возможен). Внесения в перечень аварийных строений осуществляются на основании ;
  • граждане, которые прописаны в аварийной недвижимости, в обязательном порядке должны быть переселены в иную квартиру. Допускается возможность предоставления временного жилья (на основании ).

Указанные законодательные нормы позволяют всем гражданам знать о своих правах и пользоваться ими с целью защиты своих интересов при решении этого вопроса.

Порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Алгоритм переселения граждан из аварийных домов заключается в следующем:

  1. Проведение независимой экспертизы.
  2. Передача необходимого перечня документации в специальную комиссию.
  3. Оповещение заявителей о вердикте.
  4. Включение строения в перечень аварийных строений.
  5. Переселение граждан.

Рассмотрим интересующие вопросы подробней.

Куда обращаться

Граждане, которые считают, что проживают в аварийном либо ветхом строении, в обязательном порядке должны обращаться в специальную межведомственную комиссию, которая расположена местной администрации.

Совместно с заявлением необходимо предоставить:

  • акт, который способен подтвердить законную собственность жилого имущества. Им может выступить документ о праве собственности;
  • план на жилую недвижимость (имеется в виду проект);
  • составленное документальное заключение независимой экспертизы.

Помимо этого, допускается возможность прикладывать различные жалобы, которые формировались соседями.

Поданную документацию комиссия рассматривает в течении 1 календарного месяца, а после принимает соответствующие решения.

По завершению установленного срока, комиссия оповещает заявителей о своем решении:

  • в течении 5 дней (стандартный период);
  • при выявлении высокого уровня угрозы для жизни и здоровья жильцов – в течении 1 календарного дня.

При несогласии на переселении в иную недвижимость, рекомендуется обращаться в судебный орган и ждать решения суда.

Когда жилье относится к данной категории

К непригодным для жизни относят те строения, которые:

  • официально признаны аварийными;
  • находятся в черте санитарно-защитных, взрывоопасных либо пожароопасных территориях промышленных компаний, и на иной территории, в которой предусмотрены особые условия запрещающие возводить жилые строения;
  • находятся на территории опасной зоны отвала угольной породы, сланцевых шах либо же обогатительных комбинатов;
  • находятся на территории оползней и иных лавин;
  • расположены на той местности, которая подвержена регулярному подтапливанию;
    расположены на той территории, которая признана на государственном уровне экологически опасной;
  • не предусматривают под собой возможности предоставления различных коммунальных услуг.

Одновременно с этим, аварийное состояние может наступить по причине:

  • деформации, различных повреждений, понижения уровня прочности и несущей способности одной либо же нескольких несущих конструкций (к примеру, фундамента, стен и так далее);
  • деформации основной постройки;
  • получения разрушений в период землетрясений, просадок различных уровней и других стихийных бедствий;
  • каких-либо аварий, пожаров и так далее при условии невозможности провести капитальный либо же восстановительный ремонт по экономическим обоснованиям.

Все указанные факторы позволяют говорить о возможности признания того или иного жилья аварийным.

На основании какого закона

Жилая недвижимость может быть признана аварийной при условиях, которые указываются в утвержденном .

Стоит отметить, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Москве осуществляется на тех же основаниях .

Какая существует программа

На государственном уровне программа “Жилье” введена в действие еще в 2006 году. На 2013 – 2016 год она была продлена Правительством РФ.

Согласно установленным правилам, каждый регион страны обязуется заниматься разработкой и периодичным обновлением программ на местных уровнях.

По причине различного состояния жилого фонда в государственных субъектах и финансовым состоянием региональных бюджетов уровень содержания различается между собой.

На основании каждой программы был сформирован специальный реестр ветхих и аварийных строений.

Если же в процессе проведения технической экспертизы очередное строение получает подобный статус и подвержено дальнейшему сносу, то оно будет занесено в имеющуюся очередь.

На период осуществления расселения оказывает воздействие:

Каждый регион имеет полное право самостоятельно определять периоды расселения и отображать их в программе.

Каждый проживающий аварийного строения в обязательном порядке обязан получить оповещение о периоде расселения и сноса их дома.

Сама процедура расселения осуществляется в четком соответствии с .

В законодательном акте четко описана процедура обеспечения жилой недвижимостью владельцев приватизированных квартир, а также нанимателей муниципальной либо же государственной недвижимости.

По отношению к собственникам может применяться один из нескольких механизмов, а именно:

В первой ситуации жилая недвижимость не должна быть площадью меньше предыдущей и при этом находиться в том же районе, где расположено аварийное строение

.

В том случае, если предоставляемая жилая площадь не отвечает прогнозам собственника, то он имеет полное право согласиться на получение выкупной себестоимости, которая формируется с обязательным учетом среднерыночной цены подобного рода недвижимости, а также доли владельца в структуре общедомового владения.

Предоставление иной жилой недвижимости нанимателя происходит, беря во внимание указанные выше условия, что и для собственников. Многие задаются вопросом, — можно ли отказаться от переезда?

От дальнейшего переезда можно отказаться в таких ситуациях, как:

  • если же владельцу либо же нанимателю недвижимости предоставляется иная недвижимость, признанная неблагоустроенным, меньшей площади или не соответствует иным требованиям, указанных в Жилищном Кодексе РФ;
  • если же собственнику в качестве альтернативного варианта предлагается существенно заниженная выкупная цена.

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2025 года включительно. При этом в случае превышения совокупного размера этапов таких программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину этого превышения. Размер этапа 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Особенности определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения наблюдательного совета Фонда, принятого в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, или решения, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данного лимита и изменение его прогнозного увеличения не учитываются для целей определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством . Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

10. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такие программы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение, в совокупности не должно быть менее указанного в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количества граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими региональными адресными программами, не должна быть меньше общей площади аварийного жилищного фонда, указанной в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Гражданам, переселяемым из аварийного жилья, должны предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, при этом, сохраняется.

В конце 2014 года Верховный суд РФ объединил наиболее значимые дела в Обзоре судебной практики. Среди опубликованных дел — гражданское дело о переселении семьи из аварийной квартиры.

Местная администрация обратилась в суд с иском к гражданам (семье, состоящей из шести человек) о переселении их из муниципальной аварийной квартиры.

Суд первой инстанции отказал администрации в удовлетворении исковых требований.

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришёл к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления. Вместо этого в рамках указанной выше адресной программы одному из ответчиков на состав семьи из шести человек предоставлена однокомнатная квартира.

Местная администрация обжаловала решение, но суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации данные выводы судов признала незаконными по следующим основаниям.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Согласно паспорту областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда. Указанной программой установлены сроки переселения жильцов аварийных домов.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Федеральный закон N 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Вопросы переселения граждан регламентируются:

Жилищным кодексом Российской Федерации,

I. Основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

    • проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
    • переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
    • признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
  • изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

II. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена.

Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием.

При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению.

При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. Доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Собственнику, а также членам его семьи, освобождающим жилые помещения и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

III. Переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования.

Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

IV. Согласно постановлению Правительства Москвы от 03.06.2011г. N243-ПП «О программе обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 год» в 2011 году жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете и не имеющим жилищных льгот («общие основания»), признанным до 1 января 1990г. нуждающимися в улучшении жилищных условий.