Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы". Конспект логопедического занятия с группой учащихся с нарушением чтения и письма Слова, обозначающие предметы

Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели:
- познакомить детей с именами прилагательными;
- учить подбирать признаки к предметам;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- отработать навык составления словосочетание типа: прилагательное+существительное;

I. Организационный момент
- Ребята, мы уже познакомились со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? или Что?
- Сегодня на занятии мы познакомимся со словами. Которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы, которые записаны на доске. Прочтите эти вопросы.
Запись на доске:
Какой? Какая? Какое? Какие?

II. Основная часть
o Подбор признаков к предметам.
Логопед выставляет на доску предметные картинки: кот, девочка, солнце, конфеты.
-Посмотрите, на картинки. Нам необходимо подобрать к каждому слову на картинке вопрос и признаки.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки кота? Какой? Какая? Какое? или Какие?
- Кот какой? (пушистый, ласковый, рыжий)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки девочки?
- Девочка какая? (красивая, веселая, смешная)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки солнца?
-Солнце какое? (яркое, круглое, теплое)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки конфет?
- Конфеты какие? (шоколадные, вкусные, сладкие)
- Запишем в тетрадь.
o Дифференциация прилагательных и других частей речи
Логопед выставляет на доску карточки со словами: синий, цветок, лист, бежит, стол, круглый, счастливая, медведь, яркое, лает, кружевные, разноцветная, ручка, хлопает, милый, черепаха, прилежный, маленькие. Так же на доске карточки с вопросами прилагательных: какой, какая, какой, какие.
- Посмотрите на карточки. Какие из слов обозначают признак предмета? Подберите к каждому признаку свой вопрос. Перенесите слова признаки под вопрос, которому они соответствуют.
- Какой? Синий
- Какой? Круглый
- Какая? Счастливая
- Какое? Яркое
- Какие? Кружевные
- Какая? Разноцветная
- Какой? Прилежный
- Какие? Маленькие
Физкультминутка (на усмотрение логопеда)
o Согласование существительных и прилагательных в словосочетаниях.
На доске записаны две колонки слов. В первой колонке существительные: шар, погода, ночь, лакомство, весы, цыпленок. Во второй колонке записаны прилагательные: теплая, темная, вкусное, воздушный, точные, желтый
- Посмотрите на доску нам необходимо к каждому слову из первого столбика подобрать слово из второго столбика.
- Шар (какой?) воздушный
- Погода (какая?) теплая
- Ночь (какая?) темная
- Лакомство (какое?) вкусное
- Весы (какие?) точные
- Цыпленок (какой?) желтый

O Согласование существительных и прилагательных в предложениях.
Логопед выставляет на доску карточки с предложениями.
-У нас осталось последнее задание. На доске карточки с текстом. Этот текст нам понятен, но эму не хватает слов-признаков, чтобы стать еще лучше. Давайте вместе подберем эти слова и вставим их в пропуски.

Предложения на доске:
Наступила весна. Был ______день. ______ зайчонок выглянул из своей ______норки и пошел погулять. По дороге ему встретился______ медвежонок, ______ лисица и ______ белки. Все звери радовались ______ солнышку.

III. Итог занятия.
- С какими словами мы сегодня работали?
- На какие вопросы отвечают слова признаки?
- Устно придумайте словосочетания, чтобы в них было два слова, одно из которых обозначает предмет, а второе признак предмета.

План-конспект логопедического занятия.
Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Оборудование и материалы: средства обратной связи, картинки, зеркала, компьютер.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Запись на доске и в тетрадях
Поставьте слова в нужную форму:
Звонкий (голос, пение, песня)
Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая? Запись на доске и в тетрадях.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:
черствый хлеб – (несвежий)
легкая задача – (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб – (свежий)
легкая задача – (трудная) Запись на доске и в тетрадях.
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой?) Лиса (какая?)
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит. Запись на доске и в тетрадях.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?


Приложенные файлы

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Слова, обозначающие признак предмета»

Образовательные:

-формировать представление о словах, обозначающих признак предмета;

-формировать представление о графическом изображении слова, обозначающего признак предмета;

-формировать навык подбора однородных слов, обозначающих признаки предмета;

-учить детей правильно употреблять слова-признаки (в зависимости от их лексического значения).

Коррекционные: развивать и совершенствовать словарный запас.

Развивающие: развивать навыки анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций;

развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: схема слова-признака, предметные картинки.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

Инструкция:

Сегодня на занятии мы будем учиться подбирать признаки к предметам.

II. Уточнение графического изображения слова-признака:

Инструкция 1: У тебя в руках яблоко.

Скажи:

Какое оно по цвету?

Какое яблоко по величине?

Какое яблоко по вкусу?

Какое яблоко на ощупь?

Правильно.

Яблоко жёлтое, большое, сладкое, гладкое.

К предмету – яблоко – мы подобрали слова-признаки. Они обозначают то, какой это предмет.

Слово-признак обозначается вот такой схемой.

Инструкция 2:

А теперь возьми лимон.

Скажи:

Какой лимон по цвету?

Какой лимон по величине?

Какой лимон по вкусу?

Какой лимон на ощупь?

Назови все слова-признаки, которые мы подобрали к этому предмету.

Какой схемой мы обозначаем слова-признаки?

III. Развитие словарного запаса.

Перед ребёнком 2 картинки с изображением аккуратного и неряшливого мальчика.

Инструкция 1:

Посмотри на этих мальчиков. Скажи, какой этот мальчик? (опрятный, чистый, аккуратный)- это слова-признаки, хоть они и разные, но похожи по смыслу.

Инструкция 2:

А какой этот мальчик? (грязный, неряшливый, неаккуратный) - это слова-признаки, хоть они и разные, но похожи по смыслу.

IV. Физминутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутим головой.

V. Развитие и коррекция навыков анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций:

Инструкция 1:

Найди «лишнее» слово:

1. Грустный, печальный, унылый, глубокий .

2. Храбрый, звонкий , отважный, смелый.

Придумай слово, к которому относятся эти признаки.

3. Крепкий, надёжный, сладкий , прочный.

Придумай слово, к которому относятся эти признаки.

Инструкция 2:

Послушай рассказ:

Надвинулась (тёмная) туча. (Ясное) солнышко скрылось. Сверкнула (яркая) молния. Полил (сильный) дождь.

Этот рассказ скучный, потому что в нём не хватает слов-признаков.

Подбери слова-признаки.

VI. Итог занятия:

Логопед: для чего нужны слова-признаки?

Что они обозначают?

Для чего они нужны?

Какой схемой обозначают слова-признаки?

Киселева Ольга Евгеньевна. Мой идентификатор:232-639-062.

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Слова-признаки.

Цели:

Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов»; - формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе;

Научить составлять предложения по заданной схеме.

Развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения;

Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование: муляжи овощей, рисунки с искаженным цветом овощей; две корзинки, карточки со словами - предметами и словами-действиями; осенние листья.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Цель: активизировать внимание детей.

Физминутка.

Солнышко проснулось,

Лучами потянулось.

Раскрылись листочки,

Распустились цветочки.

Да и ты не зевай,

Солнцу щечки подставляй.

Взбодрились. Можем начинать наше занятие.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели? (Записать в тетради число.)

2. Повторение пройденного материала.

Дети читают слова, написанные на карточках, и распределяют их в два столбика, прикрепляя на доску.

( ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО, СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ)

(Дети зачитывают слова в первом столбике: ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО)

Поставьте вопрос к словам. Что обозначают эти слова?Как мы называем эти слова?

Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)

Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)

Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)

Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике: СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ.

Поставьте вопрос к словам. - Что они обозначают?

Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)

Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос:«Что делает?», «Что сделает?»)

Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

3. Работа по новой теме.

Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

К нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

Кто это?

Правильно. Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)

Для того, чтобы узнать подробнее об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»

Какие овощи по величине?

Помидор (какой?) большой. Перец (какой?) большой. Морковь (какая?) маленькая. Свекла (какая?) маленькая.

Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)

Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)

Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.

Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова - признаками.)

Вы сейчас называли признаки предметов.

Запишите в тетрадь тему нашего занятия - слова- признаки.

Работа у доски. Определите признаки предметов и запишите.

Перец (какой? по вкусу) горький.

Свёкла (какая) по форме) круглая.

Огурцы (какие? на ощупь) шероховатые.

Назовите вопросы, на которые отвечают слова-признаки.

Слова признаки подчеркивают волнистой линией.

4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Посмотрите, к нам пришел котенок. Он очень любит играть. Давайте с ним поиграем.

«Котенок»

При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного, в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котёнок глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш»

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный, зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6.Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

Ребята, а вы узнали листья каких деревьев падали?

«Назови, правильный признак: какой?»

Лист березы - березовый;

Рябины - рябиновый;

Дуба - дубовый; .

Клена - кленовый;

6. Развитие зрительного внимания.

Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей)

(Дети рассматривают рисунки.)

Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

7. Динамическая пауза.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена рядами дружно мы сажали,

а потом водою теплой поливали.

8. –Ребята, огородник приготовил для вас стихотворение, послушайте.

Приходите в огород

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород -

Очень интересно. (Е. Благинина)

-Куда нас приглашает огородник? Зачем?

Что растет в огороде?

(Огородник прощается и уходит)

До новых встреч, ребята.

8. Согласование существительных с прилагательными.

Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давай попробуем сделать заготовки на зиму. (Работа по карточкам)

Салат из капусты (какой?) ____________ (капустный.)

Салат из свеклы (какой?)____________ (свекольный.)

Икра из кабачков (какая?)___________ (кабачковая.)

Икра из баклажанов (какая?) ________________(баклажанная.)

Пюре из картофеля (какое?)________________ (картофельное.)

Допишите словосочетания, подчеркните слово - признак волнистой линией.

9. Пальчиковая гимнастика.

Сейчас покажем как можно заготовить на зиму капусту.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим.

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту трём-трём.

Мы капусту жмём-жмём.

10. Составление предложений.

Гроза.

Поднялся ветер. Закружились в воздухелисточки.

Перестали квакатьлягушки. В небе сверкнуламолния.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки)

11. Итог занятий.

К нам на занятие приходил огородник.

Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)

С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)

Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

Занятие № 10

Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.

Цель.

1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,

признака.

2. Учить различать значения слов по этим признакам.

3. Развивать сознательное восприятие речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».

    Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Формирование динамической организации двигательного акта.

    Коррекция проявления СДВГ.

    Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.

    Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.

    Воспитание навыков культуры поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.

I. Орг. момент.

Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.

II. Постановка цели занятия.

1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.

2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.

III. Повторение слов со значением предметности.

1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.

2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?

Бабочка, петух, мяч , сова

Как мы спросим об этом предмете? – Что это?

Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?

3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?

Кот, дом , собака, воробей

Парта, доска, учитель , мел

4. Соревнование на флажок.

Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».

Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».

IV. Повторение слов со значением действия.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.

    Летом по лесу гуляет ,

Зимой в берлоге отдыхает .

(Медведь)

    На чужих звонко лает

И хозяйку охраняет .

    Не моторы, а шумят ,

Не пилоты, а летят ,

Не змеи, а жалят .

    Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём;

Там пишут и считают ,

Рисуют и читают .

2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»

Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…

3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.

Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.

Дети задают ему вопрос «что делает?».

Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.

Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.

Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…

4. Определение количества и последовательности слов.

Бежит, летит, скачет

Чирикает, каркает, стрекочет

5. Придумать два слова-действия.

IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.

    змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает

корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает

лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает

собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает

    рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает

змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.

V. Повторение слов со значением признака.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.

    Сам алый , сахарный ,

Кафтан зелёный , бархатный .

Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?

Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?

    Рыжая , пушистая

По деревьям скачет,

Потом орешки прячет.

Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.

Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»

о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...

Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.

    Вафельное и полосатое ,

Гладкое и мохнатое .

Всегда под рукою –

Что это такое?

(Полотенце)

2. Посмотреть на картинки.

Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).

3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).

Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.

Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.

Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.

VI. Графический диктант.

1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на

фланелеграфе.

Колючий, волк, крадётся, лес

Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый

Большой, спелый, покупает, арбуз, мама

2. Подбор слов к графической цепочке.

VII. Итог занятия.

Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

Оценка работы детей.