Контрольная работа индустрия развлечений. Основные формы и виды досуга Основные виды досуга их классификация и характеристика

Леонова Г.Д., Гузь Н.Г.
Вісник ДІТБ. Серія: Економіка, організація та управління підприємствами
туристичної індустрії та туристичної галузі в цілому. - 2008. - №12. - С.219-223.

Классификация услуг развлечений

Отражено, что наличие услуг развлечений в качестве неотъемлемой составляющей продукта предложения является особенностью туристической отрасли. Определена сущность услуг развлечений, предпринята попытка обозначить признаки классификации этих услуг и рассмотрены особенности их предоставления. Показано, что эффективное маркетинговое управление реализацией туристского продукта возможно с учетом комплексного подхода к формированию его содержания на основе mix-услуг: проживания, питания, передвижения и развлечений, а также понимания отличий рынка услуг, в том числе услуг развлечений, от других рынков.

Ключевые слова: досуг, свободное время, праздность, индустрия развлечений, услуги развлечений, активная личность, пассивная личность, мотивация поведения субъектов, классификация услуг развлечений, дифференциация услуг, рынок услуг развлечений.

Постановка проблемы. Развитие услуг досуга и индустрии развлечений является объективной составляющей социокультурного развития общества в целом и различных социально-демографических групп населения в частности. Особое значение этот вид деятельности приобретает в сфере туризма в качестве неотъемлемой составляющей продукта предложения.

Анализ публикаций. В условиях существующей рыночной реальности развитие сферы услуг напрямую зависит от динамики объемов производства и реализации продукции, формирования уровня доходов и структуры расходов населения. Разные стороны этой проблемы раскрыты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, среди которых Ф. Котлер , Д. Джоббер , Е. Песоцкая , В. Николайчук , И. Петрова . Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, уровень развития рынка услуг отражает всю совокупность социально-экономических проблем и явлений, их динамику и перспективы. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

В рамках маркетинговых концепций определяются характеристики услуг как товара: неосязаемость, непостоянство качества, неотделимость от источника оказания, одновременность предоставления и потребления услуги. Однако в известных литературных публикациях не предпринималась попытка систематизации услуг развлечений по определенным признакам.

Целью статьи является установление системы признаков классификации услуг развлечений, т.е. разделения их на определенные классы и категории.

Основная часть исследования. Определим сущность терминов, отражающих содержание свободного времяпрепровождения человека вне работы.

Свободное время - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.), спорт и т. п.; любительские занятия; упражнения, игры с детьми; общение с другими людьми .

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (например, передвижение на работу и с работы и т. п.) .

Досуг - свободное от работы время .

Развлечение - занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Развлечься - повеселиться, провести приятно время .

Праздность - ничегонеделание. Праздный - ничем не занятый, без дела, без полезных занятий .

Из приведенных выше определений можно поставить знак равенства между понятиями „свободное время” и „досуг”.

Досуг отождествляется с внерабочим временем, изучается как свободное время человека, приобретает характерные признаки свободного времени человека в целом, рассматривается как существенная составляющая свободного времени, которая освобождает человека от всех бытовых, рабочих и семейных обязанностей, имеет рекреационное и развлекательное наполнение . Досуг характеризуется специфическими признаками, приоритетными среди которых следует назвать :

Свободу выбора досуговой деятельности, свободу от обязанностей;
- добровольное участие в досуговой деятельности;
- желание получить радость и удовольствие;
- самодостаточность и самоценность;
- компенсационность досуга, т.е. самоутверждение и реализация тех творческих потенций человека, которые не могут раскрыться в профессионально-трудовой, общественной, образовательной, семейной сферах.

Общепринятой считается классификация досуга по таким признакам :

- видам активности (пассивный и активный досуг);
- периодичности (ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный);
- продолжительности (кратковременный, длительный, эпизодический);
- направлению деятельности (творческий, рекреационный, культурный, спортивный, декоративно-прикладной, туристический).

Однако понятие „досуг” является более широким, чем понятие „развлечение”. Развлечение как занятие можно рассматривать в рамках досуга. Праздность как занятие ничегонеделанием также можно рассматривать в рамках досуга. Но по сути развлечение и праздность являются диаметрально противоположными занятиями времяпрепровождения: первое связано с действиями активной личности, второе - пассивной.

Услуги развлечений можно классифицировать следующим образом:

1. В зависимости от регионального охвата территории: этнические, национальные, международные.
2. По характеру организации: индивидуальные, групповые, семейные, организованные, самодеятельные, импульсивные.
3. По интенсивности предоставления: постоянные, периодические, сезонные, разовые.
4. По продолжительности: кратковременные, продолжительные (более часа).
5. По виду окружающей среды: аква-, аэроразвлечения.
6. По характеру производителя услуг: предоставляемые людьми либо машинами и оборудованием.
7. По возрастным группам потребителей: для детей, подростков, взрослых людей разного возраста.
8. По уровню подготовки потребителей: требующие и не требующие специальных знаний, умений.
9. По уровню доходов потребителей: высокой, средней, низкой цены.
10. По цели, мотивам потребителя услуг: удовлетворение потребностей в отдыхе, расслаблении, восстановлении, познании.
11. По мотивам производителя услуг: коммерческие, благотворительные.

Эту классификацию можно дополнить признаками, различающими услуги развлечений по степени регулирования законодательными актами, трудоемкости, сегментам потребителей и другим характеристикам.

Таким образом, как только становятся известны потребности людей определенного сегмента и преимущества, которые они хотят получить, так сразу появляется возможность понять, объяснить или прогнозировать их поведение в настоящем и будущем, а значит, составить такую программу туристического продукта, предложить такие основные и дополнительные услуги, в том числе развлечения, которые максимально учитывают их интересы, и, следовательно, вероятность превращения их в клиентов очень велика.

Существуют отличия рынка услуг, в том числе услуг развлечений, от других рынков, которые заключаются в следующем:

1. Услуга развлечения не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Поэтому невозможно сравнить предложения двух разных продавцов или конкурентов и оценить услуги до их получения даже там, где продукты идентичны. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

2. Услугам развлечений присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, затрудняет выбор продавца, может вызвать чувство настороженности и подозрения. Часто предоставление услуг развлечений требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить или понять.

3. Оценить качество услуг развлечения покупателю очень трудно Конфликт между клиентом и продавцом возникает по поводу гарантированной цены и гарантированного сервиса. Невозможность для покупателя измерить качество услуги до ее получения обычно ведет к разочарованию (обманутые надежды). Парадоксально, но во всех сферах услуг гарантии или их отсутствие могут быть более важными для покупательского удовлетворения, чем качество услуг.

4. Продавцу трудно поддерживать постоянные контакты с лицами, принимающими решение. Инерция - главный фактор в обеспечении повторяемости контактов. Но надо отметить и инерцию в стремлении клиента работать с одним и тем же “продавцом” услуг. Приверженость покупателей делает возможным повышение цен на услугу.

5. Рынок услуг характеризуется высокой скоростью оборота капитала, что является следствием более короткого производственного цикла и выступает одним из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг вообще и услуг развлечений в частности.

6. Услуги обладают высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры. Это обусловлено невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.

7. Организация производства услуг имеет свою специфику. Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

8. Степень дифференциации услуг высока, что связано с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги развлечений. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, поскольку поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.

9. Результат деятельности по оказанию услуги развлечений неопределенный, т.к. подвержен во многих случаях влиянию личных качеств производителя и не может быть заранее определен с достаточной точностью. Окончательная оценка этого результата возможна только после потребления услуги. Первоначально могут быть использованы лишь косвенные методы его определения (например, аналоговый), которые в условиях высокой чувствительности рынка к изменению конъюнктурных факторов не всегда дают достаточно корректные результаты. Чтобы предотвратить возможные ошибки, необходимо применять специфические маркетинговые приемы: диверсифицировать ассортимент услуг, совершенствовать коммуникационную политику, применять современные методы прогнозирования спроса, развивать систему мониторинга спроса и т.д.

10. Формирование экономических отношений на рынке услуг отличается спецификой:

А) в экономическом поведении субъектов на рынке услуг более сильна мотивация. Утверждение социальной престижности выступает на рынке услуг одним из важнейших факторов формирования спроса. Такой мотивацией, например, является стремление приобщиться к образу жизни более обеспеченных слоев населения;
б) экономическое поведение производителей в значительной мере обусловлено социальными мотивами, что имеет больше шансов в самовыражении личности и утверждении социальной престижности. Такая мотивация выступает одним из факторов увеличения предложений на рынке услуг;
в) рынок платных услуг дает широкую возможность для экономических экспериментов. Целесообразное сочетание различных форм и методов ведения хозяйственной деятельности позволяет обеспечить гибкость и адаптивность рынка услуг, сбалансировать рыночный спрос и предложение.

Вывод. В условиях конкуренции процесс управления политикой предоставления услуг развлечений должен базироваться на эффективной маркетинговой стратегии, при разработке которой следует учитывать, по нашему мнению, такие предложения:

Уменьшать затраты времени и усилий, направленных на поиск, приобретение услуг развлечений, упрощая процесс покупки и делая его удобным, а также приятным или интересным переживанием в целом;
- увеличивать затраты на развитие и предложение разнообразных услуг развлечений, направленных на создание индустрии развлечений.
- развивать программы лояльности потребителя, что поможет сохранить привлекательность этой сферы бизнеса.

Литература

1.
2. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: Учеб. пособие.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 688 с.
3. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.
4. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. - СПб.: Питер, 2005. - 608 с.
5. Петрова І.В. Дозвілля в зарубіжних країнах: Підручник. - К.: Кондор, 2005. - 408 с.
6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 1600 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. - 17-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. - 797 с.

Відображено, що наявність послуг розваг в якості невід"ємної складової продукту пропозиції є особливістю туристичної галузі. Визначено сутність послуг розваг, здійснено спробу позначити ознаки класифікації послуг розваг і розглянуто особливості їх надання. Ефективне маркетингове управління реалізацією туристичного продукту можливо з урахуванням комплексного підходу до формування його змісту на основі mix-послуг: проживання, харчування, пересування та розваг, а також розуміння відмін ринку послуг, в тому числі послуг розваг, від інших ринків.

The fact that entertainment services as an integral part of product supplying is a peculiarity of tourist industry is reflected. The essence of entertainment services is defined. The attempt to specify criterion of classification of these services is made and the peculiarities of there are considered. It is shown that effective marketing management of tour product sales is possible if taking into account the complex approach to formation of its content on basis of mix-services: accomodation, alimentation, transportation and entertainment; and also understanding that services market (including entertainment services) and other markets differ.

Система сервиса досуга предлагает различные технологии организации досуга человека. В настоящее время классификация сервиса досуга зависит от интересов человека, целей, которые он преследует в организации своего свободного времени. И здесь главная цель системы сервиса - эффективно организовать свободное время человека.

Итак, рассмотрим общую классификацию сервиса досуга в зависимости от цели, которую преследует человек:

1. Цель: активный отдых (занятия спортом, туризм).

Сервис досуга: спортивные секции, кружки «туристов».

2. Цель: хобби.

Сервис досуга: в зависимости от хобби, увлечений, которые позволяют человеку заниматься тем, чем ему нравится, например, дайвинг, сёрфинг, водные лыжи, сноубординг, археология, художественное и техническое творчество, фотодело, коллекционирование антиквариатов, марок, открыток, вещей, которые представляют ценность.

3. Цель: общение, интеллектуальный отдых.

Сервис досуга: общества, где собираются люди и проводят, например, различного рода тренинги, общение по интересам (общество рыбаков, заядлых футболистов, хоккеистов, интеллектуалов и т.д.), занятия в творческих коллективах. Также заведения, где люди могут общаться: кафе, бары.

4. Цель: удовлетворить свои потребности в риске, азарте, «экстриме».

Сервис досуга: заведения, где люди могут поиграть в азартные игры, и

посоревноваться в таких играх, где требуется риск: казино, боулинг-клубы, бильярд, шахматы. Также спортивные игры, экстремальные виды спорта могут удовлетворить потребности в азарте и «экстриме»: сноубординг, велоспорт, баскетбол, парашютизм и т.д.

5. Цель: развлечение.

Сервис досуга: ночные клубы, боулинг-клубы, различные развлекательные комплексы, закрытые клубы.

6. Цель: духовное развитие.

Сервис досуга: театры, музеи, кинотеатры, выставки, театры оперы, театры балета, кружки писателей, музыкантов;

7. Цель: загородный отдых, потребность в природе, в оздоровлении, семейный отдых.

Сервис досуга: базы отдыха, санатории, профилактории, дома отдыха, загородные ранчо, пансионаты.

8. Цель: детский досуг.

Сервис досуга: компьютерные клубы, заведения с игровыми автоматам (тир, детский боулинг), различного рода кафе (кафе мороженое), различные детские комнаты, где дети могут поиграть, пока родители заняты работой или тоже развлекаются.

Таким образом, в настоящее время существуют довольно много организаций по проведению досуга. Данные организации разделяют на бюджетные и коммерческие. В настоящее время именно коммерческие организации занимают главное место в системе организации свободного времени человека.

Итак, система сервиса досуга при эффективной организации свободного времени человека помогает ему реализовать различного рода потребности:


a. В свободное время на первое место выступают личностные особенности в размеренности, чередовании действий, выражающие неповторимый индивидуальный порядок жизни человека.

b. При правильном использовании досуга человек восстанавливает не только физические силы, но и психические силы, что способствует дальнейшему совершенствованию творческой, духовной и преобразовательной деятельностей.

c. Досуг - это не только средство для творческого и духовного совершенствования, но и средство нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни, элементов монотонности и жестких стереотипов.

d. Досуг отличается особенно высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Это обеспечивается, с одной стороны, нацеленным на эмоциональную встряску содержанием досуговых занятий, а с другой - неизменной положительной оценкой этих занятий.

e. Эффективная организация досуга повышает общий психический тонус личности, формирует хорошее, жизнерадостное настроение, которое в отличие от эмоций не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это обшее эмоциональное состояние личности. Оно создается под влиянием многих впечатлений, причем некоторые из них даже не осознаются человеком. Конечно, правильно организованный досуг не в состоянии устранить те жизненные обстоятельства, которые отрицательно повлияли на настроение человека, но может сыграть важную роль в разрядке нервного напряжения и в подавлении отрицательных эмоций.

f. Досуг предоставляет возможность человеку проявить сообразительность, находчивость, изобретательность, гибкость ума, творческую выдумку, что активизирует мыслительные процессы головного мозга человека.

g. Досуг способен оказать положительное влияние на нравственное становление личности, в частности на выработку чувства коллективизма. Это связано, прежде всего, с тем, что важной социально-психологической характеристикой организации свободного времени является общение.

Свободное время необходимо каждому человеку. Поэтому на современном этапе развития перед системой сервиса досуга и обществом в целом стоит задача воспитания культуры использования свободного времени, умение рационально организовывать его. Для этого необходимо развивать и совершенствовать уже созданные предприятия и заведения, которые оказывают услуги по заполнению свободного времени человека. Также важным в организации сервиса досуга является то, чтобы человек, который пришел в досуговое заведение, думал не столько о том, что ему придется заплатить огромные деньги за, например, игру в боулинг, сколько о том, что эта игра принесет ему удовлетворение. Поэтому, система сервиса досуга должна заняться очень важным, на самом деле, вопросом - как сделать так, чтобы люди не думали о том, сколько они заплатят за данную услугу, сколько о том, как они ей насладятся, должна предусматриваться система скидок.

Но, следует обратить внимание на то, что любой вид досуговой деятельности хорош в умеренном количестве. Если же он чрезмерно доминирует а сфере свободного времени, то он не развивает, а тормозит развитие личности. В организации свободного времени все должно быть рациональным для того, чтобы успевать, многое, лишь тогда можно получить определенную пользу и удовлетворение.

Библиографический список

1. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.: Знание, 1996.- 136 с.

2. Бабосов Е.М. Культура досуга. - М.: Свобода, 1992. - 580 с.

3. Балховитинов В., Колтова Б., Лаговский М. Твое свободное время. - М.: Наука, 1985.- 167 с.

4. Барановский A.M. Книга домашнего умельца. - Киев: Наук думка, 1989.

5. Букреев В.И. Активный отдых как фактор развития личности. - М.: Просвещение, 1981. - 132 с.

6. Бытовые услуги/ Ред. М.А.Шевченко. - М.: ПРИОР, 2002. - 316 с.

7. В час досуга/ Сост. Б. Башмаков, Л. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.

8. В часы досуга/ Ред. сост. Е.Д. Гончарова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

9. Грибакин А. В. Проблемы общественного регулирования свободного времени. - Свердловск: Уральская правда, 1986. - 176 с.

10. Мельсон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 1992.

1.2 Виды и формы современного досуга, классификация видов и форм деятельности

Современные исследования досуговой деятельности имеют несколько отличные взгляды при определении видов досуговой деятельности, классификации видов и форм досуга.

Например, Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова в своем учебно-методическом пособии «Воспитательная система в детском загородном лагере» (Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с.) относят к современным видам досуга следующие: отдых, развлечение, самообразование, творчество, общение, праздник.

Схематично организация досуговой деятельности по Л. В Байбородовой, М. И. Рожкова по видам и формам может быть представлена в следующем варианте:

Схема № 1

Несколько иначе рассматриваются и классифицируются виды досуговой деятельности у А. Фоминой в ее статье «Свободное время детей: проблемы содержательного направления» (журнал для родителей и педагогов, М., 2003 г.). Она пытается рассмотреть виды досуговой деятельности с точки зрения досуговой в сфере дополнительного образования (схема №2)

Схема № 2

Виды досуговой деятельности в сфере дополнительного образования (по А. Фоминой)

Образовательная

Культурно-досуговая

Трудовая

Спортивно-реактивная

Учебно-исследовательская

Коммуникативная

Овладение опытом поведения в социально-активной деятельности

Углубление и дополнение знаний, полученных в школе

Овладение всем многообразием национальной культуры, культуры других народов, мировой культуры, театрального искусства песенного искусства, живописи, народного фольклора

Социально-значимая (бесплатная), трудовая (оплачиваемая) деятельность -- возможность апробировать себя в будущей профессии

Укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни

Повышение качества образования

Обучение культуре общения

Если сравнивать обе таблицы, то можно в них найти больше общего, чем отличного. Например, в обеих таблицах исследователи к основным видам современного досуга относят общение (схема №1) и коммуникативную деятельность (схема №2), самообразование (познание), (схема №1) и образовательную, учебно-исследовательскую деятельность (схема№2), праздник, творчество, развлечение (схема№1) и культурно-досуговую деятельность (схема№2).

Однако в первом варианте у Л.В. Байбародовой и М.И. Рожкова не выделяются трудовая и спортивно - рекреативная, игровые виды деятельности как отдельные виды, они включены в другие виды как формы досуга.

Интересный вариант классификации видов и форм досуговой деятельности молодежи предлагается в ст. «Досуг современной молодежи» (ж. «Внешкольник», №10, 2003 год) и представлен на схеме №3.

Досуговая деятельность молодежи в современных условиях: виды и формы

Общественно -- политическая

Политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовная

Воскресные школы для детей и взрослых;

Коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

Музыкальные салоны, литературные гостиные;

Творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и прочего

Досугово-коммерческая

Аукционы, шоу-представления;

Концертно -- и театрально-зрелищная деятельность;

Музыкальные марафоны;

Компьютерные классы;

Прокатная форма деятельности;

Работа кафе и видеобаров

Художественно-творческая

Коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.

Учебно-образовательная

Курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т. д.

Благотворительная

Акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

Деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы;

Восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческая

Выставки - продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т. п.);

Реставрация памятников культуры и архитектуры;

Диско-мастерские (видеозвукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).

Физкультурно-оздоровительная

Секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, бодибилдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.

Неформальная

Молодежно-досуговые формы (панки, металлисты, рокеры, фанаты и пр.);

Националистические;

Общественно-политические;

Экологические, религиозные и пр.

Субкультурная

Антисоциальные и противоправные формы: алкоголь, наркотики, суицид, проституция и пр.

В отличие от предыдущих авторов, автор включает в виды современной досуговой деятельности неформальный и субкультурный виды деятельности, которые, чаще всего, по мнению А.В. Павлинова, «испытывают дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразие предметов деятельности и могут оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека».

А.В. Павлинов предлагает разделение досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность.

Если в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества и человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, то во втором случае - жизнь человека сводится к утилитарным видам деятельности, ложным ценностям.

Иными словами, анализируя таблицу видов и форм досуговой деятельности в современных условиях, представленной на схеме №3, обращаешь внимание на «появление особой моды на те, или иные способы проведения свободного времени», сочетание прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня (А.А. Басилая).

В последнее десятилетие особенно модными видами досуга для молодежи стали такие виды как: шоу-представления, концерты с участием музыкальных кумиров, посещение кафе, видеобаров, секций по экстремальным видам спорта, бодибилдингу, культуризму, изучение компьютера и т. д.

Упал интерес у подрастающего поколения к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятий художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Некоторая часть молодежи предпочитает реализацию свободного времени в индивидуальной форме, без специального воздействия каких-либо организаторов культурного досуга, т. е. проводят его дома (чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, общение через систему интернет, прослушивание музыкальных записей).

Возрастает количество тех, кто чаще всего, использует досуг для прогулок по городским и деревенским улицам с друзьями и общение в подъездах, во дворах, для игр в азартные игры, распития спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы молодежи в условиях общности, в которой происходит освоение молодежью практически всего свободного времени.

Начинать надо, вероятно, с образования, которое формирует и закрепляет систему ценностей, в том числе досуговых.

Подключение к этому процессу других учреждений культуры, досуга, спорта, общественных организаций, органов самоуправления - будет способствовать созданию стройной системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия. Этот вывод, требующий участия всех социальных институтов в развитии личности, может быть основополагающим при рассмотрении досуга молодежи.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность...

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей...

Игра в учебной деятельности младших школьников

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого...

Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий...

Организация коллективного труда в старшей группе

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям...

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составля-ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств...


Рис. 4 Индустрия досуга

Отмечается большое разнообразие предприятия, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.


Рис. 5 Классификация предприятий досуга (отечественный опыт)


Рис. 6. Классификация предприятий досуга (зарубежный опыт)

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.

1. В изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений, учитывая важную роль развлечений в формировании личностных особенностей человека. Создание моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению эффективности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования на более рациональный путь.

2. Индивидуальные развлечения ряда стран превращены в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечений. Однако, коммерческая направленность развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом необходимо видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека и корыстной направленностью сознания людей вследствие предложенного им комплекса развлечений. Правовая и экономическая основа деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют развлечения наряду с другой досуговой деятельностью. Уход от действительности, расслабление человека, являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизацня личности должна правильно решаться на основе соответствующего уровня индустрии развлечений.

4. Независимо от того, процесс развлечения происходит индивидуально или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Поскольку значительную часть развлечений человек получает в узком кругу, поэтому целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщённости людей.

5. Механизм воздействия образов индустрии развлечений на человека необходимо формировать с учетом современных условий. Недостаточный уровень изученности таких проблем обусловлен множеством воздействующих факторов и изменением их во времени и связью с духовными потребностями человека. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени.

Важным фактором формирования индустрии развлечений является уровень доходов населения. Факторы, влияющие на развитие индустрии развлечений, необходимо оценивать и анализировать.

7. Сбор полной информации необходим для управления развитием индустрии развлечений. Поэтому важное значение для изучения индустрии развлечений имеет разработка методических подходов.

5. Анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений.

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей возможно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов (технического, экономического, социального).

Учитывая сложную структуру индустрии развлечений, необходимо формирование системы показателей, которые характеризуют различные аспекты: технические, экономические и социальные.

Разработаны методы анализа показателей и методики регистрации экономических и технических процессов. Менее изучены методики и подходы для сбора информации о социальных процессах.

Социологическая информация об индустрии развлечений характеризует процесс организации и управления этими предприятиями.

Планирование социологических исследований включает в себя две группы вопросов: программно - методологических и организационных.

Программно-методологические вопросы - это проведение социологических исследований для установления цели и задач, определение объекта и предмета, составление программы исследования.

Объект или предмет исследования обладает множеством свойств, из которых основные включаются в программу исследования. Изучаемые свойства могут выражаться качественно и количественно. Более сложными для анализа представляются качественные характеристики, не имеющие количественной меры (например, профессия, особенности поведения личности).

Качественные признаки могут иметь количественное выражение в виде шкалы - эталонной системы характеристик изучаемого признака.

Социологи выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, если речь идёт о положительных изменениях в любом предприятии досуга, перечисляются возможные варианты этих изменений (прогрессивное руководство, улучшение условий труда, социального климата и др.).

Порядковая шкала систематизирует характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, затрудняюсь ответить. На практике более распространена порядковая шкала.

Интервальная шкала имеет баллы соответственно каждому её делению. Разности между характеристиками исчисляются в баллах. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Существуют более сложные шкалы, которые с большей точностью и полнотой характеризуют изучаемые признаки. Все шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

К каждому конкретному методу анализа собранной информации подбирается соответствующая шкала.

При организации плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Проведение сплошного исследования, то есть всех единиц объекта, не всегда дает положительный результат. Иногда для этого нет ресурсов или не гарантируется точность оценок. Поэтому предпочитают не сплошные исследования: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений собирают различными методами:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. изучение документов;

В процессе наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект, на который он невольно может влиять, поэтому возрастает вероятность получения искажённых данных.

При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий.

Изучение документов как носителей информации об объекте осуществляют традиционным и формализованным методами.

Различные опросы в письменной и устной форме являются наиболее распространёнными методами сбора информации. Для этого необходима разработка анкеты, в которой вопросы возможны открытые (ответ в свободной форме), закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов) и полузакрытыми. Для полноты исследования объекта задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. Oт структуры анкеты, корректной формулировки вопросов, зависит точность собираемых данных. Все эти собранные данные носят условный характер.

Анализ социологической информации предусматривает два направления работ:

1. описание полученных данных в общепринятой форме, для чего существуют описательные методы статистики;

2. переход от выявленных данных к обобщениям развивает методы, которые называют статистикой выводов.

Описательная статистика чаще применима для распределения количественных или качественных признаков.

Из различных описательных техник наиболее часто используют на практике такие: построение рядов распределения, графики, таблицы и др.

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемого объекта относительно определенного признака.

Дискретному раду распределения соответствует график, называемый полигоном, интервальному - гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака, возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Контрольные вопросы

1. Назовите главные элементы рекреации.

2. В чем сущность рекреационного бизнеса?

3. В чем состоит социальная направленность развития индустрии развлечений?

4. Задачи организации досуга.

5. Назовите основные характеристики организации процесса развлечений.

6. какие факторы обуславливают выбор развлечений?

7. Перечислите виды деятельности предприятий досуга.

8. Что представляет собой индустрия досуга?

9. Приведите классификацию предприятий досуга, отечественный и зарубежный опыт.

10. В чем состоит актуальность задач изучения индустрии?

11. Каков анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений?

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Рассмотрение понятия и сущности индустрии развлечений. Сравнительный анализ тематических парков в мире и в России. Анализ состояния инфраструктуры индустрии развлечений в г. Тобольске. Разработка авторского проекта тематического парка в г. Тобольске.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2018

    Исследование структуры индустрии досуга. Классификация основных видов объектов развлекательной инфраструктуры. Изучение состояния и перспектив развития индустрии развлечений в г. Тобольске. Разработка авторского проекта "Тематический парк Ершов-Ленд".

    курсовая работа , добавлен 04.03.2018

    Значение туризма в жизни людей. Сущность туристской индустрии и её составляющие. Особенности развития гостиничной индустрии. Современное состояние индустрии транспорта и развлечений. Рекомендации по совершенствованию сегментов туристской индустрии в РФ.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Изучение истории становления гостиничной индустрии на территории России. Анализ гостиничного бизнеса сегодня. Организация дополнительных услуг и развлечений. Рассмотрение перспектив развития гостиничной индустрии, выявление проблем в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2015

    Роль тематических парков в развитии туризма. Тематические парки развлечений Франции, Германии, Испании, Италии. Огромная сказочная страна Диснея. Парк виртуальных развлечений в городке Пуатье. Аристократичный павильон Bentley. "Аквариум" в Барселоне.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2012

    Организация работы службы досуга и развлечений в гостиничном комплексе. Реализация досуга с учетом потребностей гостей. Анализ анимационной деятельности в комплексе "Рэдиссон Лазурная". Разработка анимационных программ для различных категорий туристов.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Анализ основных элементов туристической инфраструктуры: гостиничной, транспортной, информационной индустрии, индустрии питания, развлечений. Коллективные и индивидуальные средства размещения туристов. Классификация гостиниц в зависимости от ассортимента.

    презентация , добавлен 02.11.2013