Образование Великого Тюркского каганата. Завоевательные походы. Внешняя политика танской империи Тема: Древнетюркские государства

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

552-603 гг. Большинство населения составляли племена теле (тирек).

Судя по китайским источникам этноним «тюрк» произошло от названия «теле», этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати, а затем господствующие племена.Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях. относится к 542 г.Тюркская государственность называлась каганат. Каган - верховный правитель тюркского государства. Д ревние тюрки называли свою столицу «Орда», власть «тер» (глава; почетное место). Шедших в бою впереди военачальников - «берi» (волк), «кырги» (ястреб).Тюркютский род, правителей тюркских каганатов, происходящий по легенде от внука волчицы называли Ашина.- «Ашина» означает «благородный волк». Основателями династий считаются Бумын (cm. ветвь) и Иштеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лестничному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». С 6в земли К под властью Тюркского каганата (династия Ашин). В 552 году Тюркский каганат основал Бумын – каган (разгромив с теле аваров). При Мукан – кагане (553г – 572г) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. После завоевания Средней Азии стали контролировать Шелковый Путь. Вместе с Ираном (Персия – то же самое) в 561-563г воевали с эфталитами. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками под Бухарой в 587г. Тюрки (и согдийцы - их подчиненные) желали прямых торговых связей с Византией (но мешал Иран). Иран выплатил 40 тысяч золотых тюркам за отвод войск (граница – река Амударья). Каган Дизабул в 568г основал посольство в Константинополе (Юстиниан II) в главе с купцом Маниахом для торговых и военных (против Ирана) соглашений, в Таразе – ответное посольство во главе с Земархом (это первое упоминание Тараза). Истеми-каган – походы на Кавказ, торговые посльства в Иран. Тюрксанф захватывает Крым. В 588г Иран нанес поражение тюркам под Гератом. Термины «култегин-лабан», «яланшах» - титулы правителей городов. В 603г завершился процесс разделения тюркского каганата на запад-восток (из-за междоусобиц). Хозяйство – кочевое скотоводство. Аристократия внедряла буддизм (семиреченские храмы).

Охарактеризуйте последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян во второй половине XIX века.

Были увеличены налоги, у коренного населения стали отбирать лучшие земли, предназначенные не только для скотоводства но и для земледелия. Только с 1885 года по 1893 к Акмолинской области было отобрано у казахов 251779 десятин земли и образовано 24 переселенческих участка с 10940 жителями мужского пола, а смежной Семипалатинской области – 33064 десятины. Основными районами переселения русско-украинского крестьянства самого крупного региона юга Казахстана – Сырдарьинской области явились Чимкентский, Ташкентский, Аулие – Атинский уезды, где с 1884 – 1892 гг. было образовано 37 поселений. Динамика относительно бурного роста переселенческих поселений, например в Алуе-Атинском уезде была следующей: село Михайловское было основано в 1874 году с 331 жителем, в 1876 году Шалдоварское – 1102 человека, в 1877 году Дмитриевское – 340 человек, в 1881 году Покровское – 658 человек, Каменка – 331, в 1884 году Николаевское – 449, в 1885 году Мерке – 555, в 1886 Александровское – 643, Кузьминское – 226 человек и др.

Заполните схему «Признаки проявления тоталитарного режима в 30-ые-40-ые годы XX века в СССР».


Билет № 25

Тюргешский каганат (образование, расцвет, упадок).

Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.).Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой: Малой орды город Кунгит, Ставкой Большой орды Суяб.В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит.Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара).Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть.Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов. Ушлик особое внимание уделял политико-административному укреплению каганата. После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть. Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган. При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается. В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным. Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат. Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию. Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения. В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов. Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане. Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб. Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб. Китайцы овладев Шашем, убили его эмира.Сын эмира запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу. В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть.

Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени Кляшторный Сергей Григорьевич

Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Борьба с арабами

В 679–689 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук, оставивший описание своих деяний запечатленным на каменной стеле древнетюркским руническим письмом. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западной границей уже при Эльтерише был Алтай. В 691 г., после смерти Эльтериша, на престол сел его брат Капаган-каган (правил в 691–716 гг.), при котором отмечен наивысший подъем военно-политического могущества второго Восточнотюркского каганата. Несколько успешных кампаний против китайских армий в Северном Китае, разгром киданей (696–697 гг.), подчинение Гувы и разгром государства енисейских кыргызов (709–710 гг.) сделали Капагана господином Центральной Азии. Состояние дел в Западном каганате дало ему повод для военного вмешательства.

В 699 г. Уч-элиг, вождь тюргешей, вытеснил в Китай претендента на власть в Западном каганате, креатуру императорского двора, Хосрова Бёри-шада, и установил свою власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка. Вместе с Хосровом Бёри-шадом в Бешбалык ушло 60–70 тысяч человек из подвластных ему западнотюркских племен. Наместничество Бэйтин (Бешбалык), где кроме крупного китайского гарнизона сконцентрировались все подчиняющиеся Китаю вожди из рода А шина, стало грозным врагом тюргешей. В 704 г. один из претендентов, А шина Сянь, вместе с Бёри-шадом совершил глубокое вторжение в Семиречье. Тюргеши предприняли несколько ответных нападений и начали подготовку к большому походу в Восточный Туркестан.

В Чуйской и Илийской долинах Уч-элигом были учреждены каганские ставки, страна разделена на 20 областей (тутукств ), каждая из которых выставляла 7 тысяч воинов. При наследнике Уч-элига, Сакале, которого китайские источники именуют Согэ, начались первые мятежи племенной аристократии, поддержанной китайскими войсками. Сакал нанес поражение восставшим и разбил армию китайского наместника в Куче.

Поход 708 г. на Кучу (Аньси) готовился еще Уч-элигом. Его задачей было заставить Танскую империю прекратить вторжения в Семиречье, постоянно организуемые китайскими властями. В полевом сражении китайские войска понесли сокрушительное поражение, погиб сам наместник Аньси, Ню Шицзян, а вместе с ним и многие другие военачальники. Остатки гарнизона Кучи отсиживались в крепостях. Для тюргешей угроза с юга на некоторое время исчезла. Однако вслед за этим поднял восстание младший брат Сакала, обратившийся за помощью к восточному соседу, Капаган-кагану.

В 711 г. восточнотюркское войско, во главе которого были сын Капагана, Инэль, и апатаркан (главнокомандующий) Тоньюкук, разбило армию Сакала на р. Болучу в Джунгарии. Оба враждовавших между собой брата были по приказу Капагана казнены, и на некоторое время (711–715 гг.) Тюргешский каганат перестал существовать. Остатки тюргешских войск, возглавленные полководцем и членом каганского рода Сулуком Чабыш-чором, отступили за Сыр-Дарью и ушли на юг. Преследуя их, в 712–713 гг. отряды восточнотюркского войска, которыми командовали Тоньюкук и сыновья Эльтериш-кагана, будущий Бильге-каган и Кюль-тегин, оказались в Согде. Здесь они приняли участие в сражениях с арабами на стороне царя Согда Гурека, но, разбитые арабским полководцем Кутейбой б. Муслимом, отступили и в 714 г., преодолевая сопротивление восставших на Алтае племен, возвратились в Отюкен.

Сулук же вернулся в Семиречье и, провозгласив себя тюргеш-каганом, восстановил Тюргешское государство. Ему пришлось вести борьбу на два фронта. На западе стране серьезно угрожали победоносные арабские армии, в 714–715 гг. совершившие походы за Сыр-Дарью. На востоке китайский двор поддерживал реваншистски настроенных князей из рода западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане.

Сулук прежде всего попытался нейтрализовать восточную угрозу. В 717 г. он совершил успешную дипломатическую поездку в Чанъань, столицу Танской империи. Вслед за тем он заключил брачные союзы с тремя опасными для него владетелями: женился на дочери потомка западнотюркских каганов из рода Ашина и тем узаконил свою власть; второй женой сделал дочь Бильге-кагана, сменившего Капагана на троне Восточнотюркского каганата; третьей женой Сулука стала дочь царя Тибета. Своего сына Сулук женил на дочери Бильге-кагана, после чего дружественные отношения ни разу не нарушались. Попытки китайских наместников в Восточном Туркестане ограничить суверенитет Сулука решительно пресекались. В 726 и 727 гг. тюргешская армия (во второй раз - вместе с тибетцами) дважды осаждала Кучу.

Однако основная военная активность Сулука была направлена на запад, где он решительно включился в антиарабскую борьбу государств Средней Азии. В 720–721 гг. полководец Сулука, вождь сары-тюргешей («желтых» тюргешей) Кули-чор (Курсуль арабских источников), вел успешные боевые действия против арабов в Согде.

В 728–729 гг., во время крупнейшего антиарабского восстания населения Самарканда и Бухары согдийцы обратились за помощью к кагану. Вторжение тюргешей привело на короткий срок к почти полному освобождению Согда от арабов, которые удерживали лишь Самарканд. В 730 г. арабы сумели достичь некоторых успехов, но в 731 или 732 гг. были вновь разбиты тюргешами в горах между Кешем и Самаркандом, а затем под Кермине. Лишь в конце 732 г. арабский наместник Джунейд б. Абдаллах разбил тюргешей и вошел в Бухару.

Прошло около пяти лет после взятия Бухары, и тюргешская армия вновь появилась в верховьях Аму-Дарьи, откликнувшись на призыв о помощи осажденного там арабами ябгу Тохаристана (сам ябгу принадлежал к тюркской династии). В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана армию арабского наместника Асада б. Абдаллаха, по вслед за тем рассеялись мелкими отрядами по стране. Каган с небольшими силами атаковал арабов и потерпел сокрушительное поражение. Эта неудача стоила Сулуку жизни. По возвращении в Невакет (737 г.) он был убит своим полководцем (китайцы именуют его по титулу - бага таркан ). Новый арабский наместник в Хорасане, Наср б. Сейяр, в 739 г. вторгся в Семиречье, нанес тюргешам поражение и казнил захваченного в плен их вождя Кули-чора.

Арабы прозвали Сулука Абу Музахим (букв.: ?ударяющий, бодающийся’) и видели в нем главную угрозу своей власти в Согде. В годы правления омейядского халифа Хишама (724–743 гг.) была сделана попытка решить дело дипломатическими средствами, обратив тюргешского кагана в ислам. Точная дата и обстоятельства арабского посольства в тюргешскую ставку (одна из них была на р. Или) неизвестны, но сохранился рассказ историка Ибн ал-Факиха (начало X в.), сокращенно изложенный в географическом труде Йакута «Муджам ал-булдан»:

«Посол рассказывает об этом: „Я получил аудиенцию (у кагана), когда тот своею рукой делал седло. Каган спросил толмача: кто это? Тот ответил: посол царя арабов. Каган спросил: мой подданный? Толмач ответил: да. Тогда он велел отвести меня в шатер, где было много мяса, но мало хлеба. Потом он велел позвать меня и спросил: что тебе нужно? Я ему стал льстить, говоря: мой господин видит, что ты находишься в заблуждении, и хочет дать тебе искренний совет - он желает тебе принять ислам. Каган спросил: а что такое ислам? Я рассказал ему о [религиозных] правилах, о том, что ислам запрещает и что поощряет, о религиозных обязанностях и о службе богу…“» [Иакут, т. I, с. 839].

В тексте Йакута здесь пропуск. В полном тексте Ибн ал-Факиха, сохраненном мешхедской рукописью, каган спрашивает: кто мусульмане? И посол отвечает, что они - жители городов, и есть среди них банщики, портные, сапожники.

«Тогда каган велел мне подождать несколько дней. Однажды каган сел на коня, и его сопровождали К) человек, каждый из которых держал знамя. Он велел мне ехать с ними. (Вскоре) мы достигли окруженного рощей холма. Как только взошло солнце, он приказал одному из десяти сопровождавших его людей развернуть свое знамя, и оно засверкало (в солнечных лучах)… И появились десять тысяч вооруженных всадников, которые кричали: чах! чах! И они выстроились под холмом. Их командир выехал перед царем. Один за другим все знаменосцы разворачивали (на холме) свои знамена, и каждый раз под холмом выстраивалось десять тысяч всадников. И когда были развернуты все десять знамен, под холмом стояли сто тысяч вооруженных с головы до ног всадников.

Тогда (каган) приказал толмачу: скажи этому послу и пусть он передаст своему господину - среди (моих воинов) нет ни банщика, ни сапожника, ни портного. Если же они примут ислам и будут выполнять все его предписания, то что же они будут есть?» [цит. по: Marquart, с. 289–291].

Демонстрация войск «десяти стрел» выглядела достаточно убедительно, и арабы больше не пытались склонить кагана к принятию новой веры.

Мусульманские авторы, знавшие о тюрках от участников арабских походов в Туркестан, сохранили немало живых описаний нравов и обычаев кочевников, в особенности их военных качеств. Сочинением такого рода является трактат багдадского эрудита ал-Джахиза (ум. 869 г.). Вот что он пишет об образе жизни тюрков:

«Тюрки - народ, для которого оседлая жизнь, неподвижное состояние, длительность пребывания и нахождения в одном месте, малочисленность передвижений и перемен невыносимы. Сущность их сложения основана на движении, и нет у них предназначения к покою… Они не занимаются ремеслами, торговлей, медициной, земледелием, посадкой деревьев, строительством, проведением каналов и сбором урожая. И нет у них иных промыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражений витязей, поисков добычи и завоевания стран. Помыслы их направлены только на это, подчинены лишь этим целям и мотивам, ограничены ими и связаны только с ними. Они овладели этими делами в совершенстве и достигли в них предела. Это стало их ремеслом, торговлей, наслаждением, гордостью, предметом их разговоров и ночных бесед».

Главное оружие тюрков - лук и стрела, которыми они владеют необычайно искусно:

«Тюрок стреляет по диким животным, птицам, мишеням, людям… Он стреляет, гоня во весь опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает десять стрел, прежде чем [араб]-хариджит положит одну стрелу на тетиву. И он скачет на своей лошади, спускаясь с горы, или в долине с большей скоростью, чем хариджит может скакать по ровной местности. У тюрка четыре глаза - два на лице, два на затылке».

Ибн ал-Факих, описывая встречу посла халифа с каганом тюргешей, отмечает поразительную для араба деталь - каган собственными руками мастерил себе седло. Джахиз подробно развивает эту тему. Рассказывая об изготовлении меча у арабов, он перечисляет восемь-девять операций, каждую из которых выполняет особый мастер, а затем отмечает:

«Подобно этому происходит изготовление седла, стрел… колчана, копья и всего оружия… А тюрок делает все сам от начала до конца, не просит помощи у товарищей, не обращается за советом к другу. Он не ходит к мастеру, и не тревожится его отсрочками со дня на день, его лживыми обещаниями, и не думает об уплате ему вознаграждения» [Мандельштам, с. 230–241].

Джахиз, конечно, не избегает утрировки в своих рассказах и сам это признает: «Но не каждый тюрок на земле таков, как мы описали». Именно арабские историки и географы первыми, сравнивая тюрков со своими соотечественниками и другими известными им народами, не ограничились регистрацией политических и юридических установлений, а обратили внимание на человеческие качества, особенности психологии и характера тюрков и попытались связать эти особенности с образом жизни и жизненными устремлениями кочевников. В суждениях арабов не было пренебрежения к «варварам», столь свойственного иным источникам; их эмоциональные оценки, восхищение или осуждение, зиждились не на предвзятых установках, а на личном опыте общения в течение нескольких столетий.

Древнетюркское изваяние (VIII в.). Западная Монголия

Гибель Сулука и недолгое правление его сына Тухварсен Кут-чор-кагана положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами и привели к распаду и деградации Тюргешского каганата. Междоусобица среди тюргешей дала возможность китайским наместникам в Восточном Туркестане для вмешательства в дела страны. Между тем второй Тюркский каганат, после гибели Капаган-кагана (716 г.) и возникшего из-за восстания огузов кризиса власти, был возрожден Бильге-каганом и его братом Кюль-тегином. Победой в войне с Китаем (721–723 гг.) Бильге добился выгодных условий мира - была расширена пограничная торговля, а в обмен на символическую дань в 30 лошадей император Сюань-цзун только в 727 г. прислал в тюркскую ставку 100 тысяч кип шелка. Это была щедрая плата за мир на северной границе, который Бильге-каган никогда не нарушал.

В 731 г. умер Кюль-тегин. Бильге не надолго пережил брата - в 734 г. он был отравлен одним из своих приближенных. Близ р. Орхон, в межгорной котловине, на месте стоянки караванов в память обоих братьев были воздвигнуты поминальные храмы и стелы с руническими надписями - летописью бурной истории второй Тюркской империи.

Наследники Бильге-кагана не изменили его политического курса, но удельные правители из рода Ашина стали все меньше считаться с центральной властью. В 741 г. малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей Кутлугом-ябгу, захватившим престол. Началась война с прежними вассалами - огузами, басмылами и карлуками, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 744 г. династия Ашина окончила свое существование. Каганом был провозглашен вождь басмылов, царствовавший, однако, немногим более двух лет.

Тюркские племена, сохранившие часть земель на западе бывшей империи, на Алтае и в Джунгарии, не играли заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.; в эти годы часть тюрков была в числе племен, создавших Караханидский каганат.

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

2. Рождение каганата Кто мне телушко изранил, Кто мне душу замутил, Кто утробу задурманил, Чудо-Юдо зародил? С. Городецкий, «Юдо. Горюнья» Когда-то славяне и хазары и впрямь не были заклятыми врагами. Они, собственно, и врагами-то не были, не из-за чего было враждовать.

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

автора Успенский Федор Иванович

Глава V ВОЙНЫ С АРАБАМИ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ1 При вступлении Василия I на престол преимущественное внимание сосредоточивали на себе европейские владения. Здесь был главный политический интерес, значение которого определялось занятым арабами в Южной Италии и Сицилии

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава IX ВОЙНЫ С АРАБАМИ НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ И НА МОРЕ. СОЛУНЬ. МОРСКИЕ ПОХОДЫ ИМЕРИЯ Македонская династия преимущественное внимание сосредоточивала на Западе; главный центр тяжести и для Василия I, как и для его преемников, лежал в западных провинциях. Это столько же

автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Борьба с западными арабами Одновременно с военными столкновениями на востоке шла упорная борьба империи с западными арабами. Северная Африка, с большим трудом завоеванная арабами в VII веке, очень быстро освободилась от власти восточных халифов, так что после 800 года,

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава XIV Иконоборцы и иконопочитатели в первой половине IX в. Завоевание арабами Крита и Сицилии В первые годы IX в., со времени возведения в патриархи бывшего гражданского чиновника Никифора, Студийский монастырь занял вместе со своими игуменами Платоном и Феодором

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

Глава 1 ЗАХВАТ АРАБАМИ-МАГОМЕТАНАМИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В ОРБИТУ

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Завоевание Ирана арабами Еще до того как Йездигерд III взошел на престол, арабы-мусульмане, одержимые фанатизмом и жаждой наживы, стали нападать на богатые страны, граничившие с их пустынями. В 636 г. они опустошили византийскую провинцию Сирию и вскоре после этого

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Глава 6 Война и возрождение: 1943-1950 гг. Дон Кало и возрождение «общества

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

28. Как проходила борьба за возрождение величия Франции? В декабре 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. По новой Конституции, положившей начало Пятой Республике, де Голль получал широкие полномочия: ему принадлежали функции главы государства, верховного

Из книги Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ автора Широкорад Александр Борисович

Межплеменная война продолжалась еще 17 лет и привела к вторжению в Семиречье китайских войск (657 г.), нанесших поражение ополчению "десяти стрел" и взявших Суяб. Последний независимый правитель "десяти стрел", Нивар Ышбара-ябгу-каган (Ашина Хэлу китайских источников), был захвачен в плен и через два года умер.

Второй Тюркский каганат

В 630 г. Восточнотюркский каганат потерпел поражение в войне с китайским императором Тайцзуном. Тюркские племена были расселены императором в Ордосе и Шаньси и превращены в федератов империи. Часть тюркской аристократии поступила на имперскую службу. Но для основной массы кочевников, принудительно поселенных в строго ограниченных районах, условия существования были трудными. Наиболее тяжелой повинностью была "дань кровью" - обязанность участвовать в войнах империи.

Восстание тюрок в 679-681 гг., вначале потерпевшее неудачу, привело в 682 г. к уходу в Гоби одного из тюркских вождей из каганского рода Ашина, Кутлуг-чора. Закрепившись в горах Иньшань, Кутлуг-чор и его сподвижники сумели привлечь на свою сторону большую часть тюрок и вести успешные военные действия против императорских войск в Шаньси (682-687). Кутлуг объявил себя Ильтериш-каганом и этим актом провозгласил возрождение империи тюрок.

В 687 г. он покинул Иньшань и двинул свою сплотившуюся и закаленную в боях армию в Центральную и Северную Монголию. Между 687-691 гг. занимавшие эти территории племена токуз-огузов во главе с уйгурами были разгромлены и подчинены. Центр государства тюрок переместился в Отюкенские горы, на берега Орхона, Селенги и Толы. Объединив под своей властью два могущественных племенных союза - тюрок и токуз-огузов, Ильтериш-каган сделался грозным противником Таиской империи.

Возродилась традиционная структура Тюркского государства. Империя, созданная Ильтеришем и его наследниками, была территориальным объединением этнически родственных и иерархически соподчиненных племен и племенных союзов; идеологически связь их определялась общими верованиями и признанными генеалогиями, а политическое единство - общей военно-административной организацией и общими правовыми нормами (терю). Племенная организация (бодун) и политическая структура (эль) взаимно дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей; по терминологии тюркских надписей, хан (каган) "держал власть над государством и был главой племенного союза".

Первенствовал в империи двенадцатиплеменный союз тюрок, возглавленный династийным племенем ашина. Вторым по политическому значению в империи был племенной союз токуз-огузов, "девяти огузских (племен)". Количественно токуз-огузы были более многочисленны, чем собственно тюркские племена, но политически менее консолидированы; их объединение, возникшее в начале VII в., возглавляли уйгуры. Активную роль в политической жизни империи играли еще две конфедерации племен - карлуки и басмылы. Во главе отдельных племен стояли их вожди - арканы, а во главе племенных объединений - эльтеберы.

Во главе управления империей стояли каган и его ближайшие сородичи, носившие титулы шад и ябгу. Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции и носившие титулы таркан, чор, тудун. Племена для удобства административного управления были организованы в две территориальные группы - тардуш (западная) и телис (восточная). Ополчение обеих этих групп составляло соответственно правое и левое "крыло" воинского боевого порядка, а во главе их стояли близкие родичи кагана и наиболее влиятельные племенные вожди каждого "крыла".

Административное устройство империи с присущим ему дуализмом племенного и политического принципов было естественным отражением социальной структуры древнетюркской общины. Высшим ее сословием были беги, аристократия по крови, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Элитой аристократии по крови были династийные роды и племена, противостоявшие простому народу. Каган олицетворял единство общины. Известные каганские надписи-манифесты содержали призывы к единству бегов и народа и их покорности кагану.

Полноправные члены рода и племени носили наименование эр - "муж-воин". "Мужем-воином" становился по праву рождения любой юноша, достигший определенного возраста, прошедший обряд инициации (совершение воинского или охотничьего подвига) и получивший "мужское (геройское) имя", независимо от того, был ли он одним из сотен рядовых воинов или принцем крови. Однако фактическое положение "мужа-воина" в племени и в государстве зависело от его знатности и его богатства.

Имущественная дифференциация внутри древнетюркских племен, как это показывают эпиграфические и археологические памятники, была весьма значительной. Богатство стало предметом гордости и похвальбы тюркской аристократии. Богатым противопоставлены в тюркской эпиграфике бедняки, которые названы "жалким, ничтожным, низким людом". Бедность не встречала сочувствия, более того, была презираема. Малоимущие свободные "мужи-воины" неизбежно попадали в личную зависимость от бегов, из них формировались дружина бега и его челядь. Но какими бы конфликтами ни отягощались отношения между бедными и богатыми "мужами", бегами и "простым народом", община в целом противостояла другой группе населения древнетюркского эля - полностью зависимым от "мужей-воинов" невольникам. Именно кулы-невольники и были бесправной социальной периферией древнетюркского общества.

В 691 г. Ильтериш-каган умер. Ему наследовал его младший брат, принявший титул Капаган-кагана, "Кагана-Завоевателя". Время его правления (692-716) отмечено наивысшим подъемом военно-политического могущества Второго Тюркского каганата и началом его распада.

В 693-706 гг. армия Капагана шесть раз форсировала Хуанхэ и глубоко проникала на территорию Северного Китая. Китайские войска не смогли доказать эффективного противодействия тюркам. Императрица У выплачивала Капагану огромные контрибуции и посылала дары, которые, скорее, были плохо замаскированной данью. В 696-697 гг. Капаган подчинил киданей, приостановив тем самым продвижение китайских армий на северо-восток, в предгорья Хингана, и обезопасив восточный фланг каганата. Северная и западная границы государства Капагана проходили в 699-708 гг. по Танну-Ола, Алтаю и Тарбагатаю. В 706-707 гг., подчинив племя байырку, тюрки заняли земли от верховья Керулена до Байкала. В 709-710 гг. тюркское войско заняло Туву и, перевалив Саяны, нанесло тяжелое поражение енисейским кыргызам. В 711 г. тюркское войско одержало победу над тюргешами и заняло Семиречье. Преследуя отступающих тюргешей, армия тюрок форсировала Сырдарью и дошла до границ Тохаристана. Однако в битвах с арабами под Самаркандом тюркское войско, оторвавшееся от своих тылов, понесло значительные потери и с трудом сумело вернуться на Алтай (713-714). Военные неудачи резко изменили обстановку - они послужили сигналом к восстанию ранее покорных племен. Восстание токуз-огузов было особенно грозным для империи тюрок. В пяти сражениях токуз-огузы были разбиты (715 г.), но восстание не было подавлено. В 716 г. великий иркин племени байырку напал на ставку Капагана на берегах Толы. Нападение было отбито, но сам Капаган попал в засаду и погиб. В том же году, после непродолжительной, но напряженной борьбы за престол, каганом стал его племянник, правивший под именем Бильге-кагана, "Мудрого кагана" (716-734).

Бильге-каган вступил на престол, когда империя, созданная его отцом, Ильтеришем, находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно - сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. Отказались от уплаты дани кидани. Продолжалось восстание огузов. Смута охватила и собственно тюркские племена. Бильге решился на энергичные действия.

Кюль-тегин, брат Бильге, был поставлен во главе Войска, а семидесятилетний Тоньюкук, сподвижник Ильтериша и Капагана, пользовавшийся в племенах огромным авторитетом, сделан ближайшим советником кагана. Бильге и Кюль-тегин напали на уйгуров. Разгром уйгуров подорвал сопротивление племенного союза токуз-огузов, а богатая добыча воодушевила тюркское войско. Летом 718 г. Бильге разгромил киданей и вновь овладел Хинганом. Отряд Тудун Ямтара, одного из полководцев Бильге, напал на карлуков, принудил их к подчинению и завладел огромными табунами коней, которые были розданы в племенах, верных Бильге. Ему удалось вернуть под свою власть тюркские и другие племена, отпавшие во время междоусобиц. Война с Китаем 720-721 гг. была последней войной каганата с империей. Китайский император Сюаньцзун щедро платил за установившийся мир на северной границе. Только в 727 г. император послал "в дар" Бильге-кагану 100 тыс. кип шелка в ответ на символическую "дань" - тридцать коней.

При наследовавших Бильге сыновьях Инань-кагане (734-739) и Тенгри-кагане (740-741) начался распад каганата. Все меньше с центральной властью считались удельные правители из каганского рода Ашина. Малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей, Кутлугом-ябгу, захватившим каганский престол. Началась война с племенными союзами уйгуров, басмылов и карлуков, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 745 г. Второй Тюркский каганат окончил свое существование. Тюркские племена, сохранившие часть земель, не играли уже сколько-нибудь заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.

В конце VII в. вождь тюргешских племен Западного Тянь-Шаня, Уч-элиг, изгнал из Семиречья ставленника танского двора Хосрова Бери-шада и установил свою власть на территории от Чача (Ташкента) до Джунгарии. В г.Невакете на р.Чу и в г.Кюнпоте на р.Или были учреждены "большая" и "малая" каганские ставки, страна разделена на 20 округов во главе с каганскими управителями (тутуками), каждый из которых был в состоянии выставить 5-7 тыс. воинов. Уч-элиг (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей: "каган народа десяти стрел" - и новый титул: тюргеш-каган; в Невакете началась отливка медных монет с согдийскими надписями "тюргеш-каган".

В 552 г. был создан Тюркский каганат, получивший название “Великий”. Его основатель Бумын принял титул “иль-хан” в значении правителя стран и народов. Более распространенным названием главы этого государства был “каган” (ка+хан), означающий: великий хан. К этому времени Бумын-хан сумел объединить основную часть тюркоязычных племен, носивших свой этноним “тюрк” (по китайским источникам, “ту-кю”; известна также форма “тюркют”).

Великий тюркский каганат вVI — начале VII в.

Бумын-каган умер в том же 552 г., ему наследовал Истеми-каган.

В исторических источниках оба эти кагана названы могущественными. Такими же широкоизвестными, сильными правителями были, например, Датоу-каган, Ильтерис-каган (Кутлуг), Бильге-каган (Могилян). К 555 г. многие народы и племена Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии оказались в подчинении каганату. Вскоре тюркские племена стали хозяевами обширных евразийских степей: восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма.

Однако со временем в дела государства стал вмешиваться Китай; возникли противоречия и в самом тюркском обществе.

В результате в начале VII в. каганат распался на две части: на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский.

Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении упомянутого Датоу-кагана.

Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях образовался самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Очередное вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к падению этого государства в 740 г.

Восточному каганату приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз – в конце VII в., в 30-х гг. VIII в. – в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом.

Однако в 745 г. Восточно-Тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. На основных землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего средневековья (745–840).

В Тюркском каганате существовал ранний феодализм.

Основу хозяйства составляло скотоводство, существовало и земледелие. Развитие производства (металлообработки, других видов ремесла) и торговли привело к денежному обращению – уже с конца VII в. тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар. Большого совершенства достигло изготовление каменных изваяний в изображении воинов.

Высшим достижением древнетюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Раннетюркские, так называемые рунические письмена на больших камнях-стелах в честь каганов и выдающихся военачальников (Бильге-кагана, Кюльтегина, Тоньюкука) в бассейнах Орхона и верхнего Енисея, открытые в прошлом веке, стали настоящей сенсацией в мировой тюркологии.

По руническим надписям, с середины VI в, известен большой союз древнетатарских племен под названием “Отуз-татар” (“Тридцать татар”), позднее – союз “Токуз татар” (“Девять татар”).

В названном выше сражении 745 г. в составе армии Восточного каганата участвовало 30 тысяч татарских воинов. После падения каганата часть древних татар подчинилась уйгурам, позднее вошла в союз с киданями (кара-китаи – тюркские племена, жившие близ северовосточных границ Китая).

Другая часть татар ушла на запад и сыграла ведущую роль в создании Кимакского каганата в Прииртышье.

Эпоха каганатов(VII-Xвв.)

Кимакский каганат (середина VIII–Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков.

Столицей государства был город Имакия на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием – возделывали пшеницу, ячмень, даже рис.

Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией.

Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., – ислам.

Хазарский каганат (650–965 гг.) основали тюрко-язычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в составе гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере – до Волжской Булгарии и русских княжеств.

На первых порах Русь платила дань хазарам, и ее первые князья носили титул “хакан” (кахан). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры.

Столицей государства в VII в.

был Семендер в Дагестане, с начала VIII в. она переносится в город Итиль в низовьях Волги, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары начали заниматься земледелием, виноградарством, промысловым рыболовством.

Родилась богатая салтово-маяцкая культура, которая ярко отражает процесс перехода общества от кочевий к городам.

Каган, его приближенные, верхушка в целом приняли иудаизм. Большинство горожан являлись мусульманами, были и христиане; основное же население кочевий оставалось языческим.

Хазарский каганат прекратил существование в 965 г. после решающего похода киевского князя Святослава; да и походы некоторых племен с востока ускорили этот распад.

Из книги персидского историка XI в. ал-Гардиси “Зайн ал-ахбар” (“Краса повествований”) о татарах и родственных племенах, пришедших в Прииртышье после падения их государства в Центральной Азии в середине VIII в.:

“Правитель татар умер, оставив двух сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад.

Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода (Иртыш)…. В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар – их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад…. На новой земле травы было много и всю зиму пришлые (т.е.

Имак, Татар, Кипчак и другие) провели там. Когда растаял снег и земля вернула себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь – на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего покровителя и стали оказывать ему почет.

Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек…”.

История Тюргешского и Карлукского каганатов

Тюргешский каганат(704-756гг.) Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в.

многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Еще в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII- начале VII вв.

привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды, город Кунгит, ставкой большой орды Суяб. После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу.

Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского гос-ва, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского гос-ва Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. В 748 г. Вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб. В 751 г. у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков.

Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайской нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. Поданным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг.

выпускали в городе Тараз. Согдийцы- древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Каз-на. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии землиделия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

Карлукский каганат(756-940гг.) Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках Vв.

Китайская династийная хроника отмечает, что крумный племенной союз карлуков в VI-VIIвв. Входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи.

Арабо-персидские источники наз-ют карлуков древними тюрками. Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIIIв. Явилось поражение,которое она потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744г. на территории Восточно-Тюркского каганата. В 756г. карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое гос-во.

Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь.

В книге “Худуд аль-Алам” говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков. Чтобы отвести угрозу со сторон Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766-775 годах Кашгарию. В 840 г. карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату.

В середине IXв. Династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила город Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.

Арабское нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 г. Карлукский каганат просуществовал около 200лет.

9.Кимаки и кыпчаки: этническая и политическая история, хозяйство.

Кимакский каганат (конец IX-начало XIвв.) Китайские летописи сообщают,тчо в начале VII в.

племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также персидский историк Гардези. В середине VIIв. Племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата. Объединение кимакских племен происходит в 840 г. уже после падения Уйгурского каганата.

Такием образом, в конце IXв. на территории Северо-восточного и Центрального Каз-на образовывается Кимакский каганат. Столица –город Имакия. Вся полнота власти в Кимакском гос-ве находилась в руках правителя, который носил титул –каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах гос-ва также переходила по наследству. В кимакском гос-ве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.

Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганат, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XIв. Ким. Каганата. Со второй половины Xв.

Эти набеги участились, что также способствовало упадку гос-ва. В религиозных вырованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В Хв. Среди представителей кимакской знати начал распространять ислам.

Кимакский каганат просуществовал в период в конца IXв. по начало XIв. , на территории Северо-Восточного и центрального Каз-на.

Кыпчакское ханство(начало XI-начало XIIIвв.) С конца VIIIдо начала ХI вв. кыпчаки были в составе гос-ва Кимаков. В нач. XIв., после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.

С XI по начало XIIIв. на основной территории Каз-на кроме Жетысу господствовали кыпчаки. Территория расселения кипчаков в исторических источниках наз-ся Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой.

Ставкой левого крыла кыпчакских племен(Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен находилась на месте города Сарай. В начале XIв. На пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Каз-н преградой являлось гос-во Огузов. Но вначале XIв. Огузское гос-во переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Кипчакские ханы вели борьбу также и со стороны среднеазиатским гос-вом Хорезм. Для усилия своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среду них ислам. В XIIв. Регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами. Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен.

Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы. В европейских источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось кол-во лошадей.

Кипчакское племя ельбороли в арабских источниках наз-ли племенем ханской династии.

10. Государство Огузов: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Огузкое гос-во (конец IX-начало XIвв.) Огузы вместе с дригими тюркскими племенами расселялись в Жетусу, но в середине VIIIв.

были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Каз-н огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIIIв. “Огузнаме” свидетельствует о победе огузов над печенегами? Жившими между Волгой и Уралом.

В сосав огузов входили племена индоевропейского и финно-уйгурского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков. Огузское гос-во было создано в среднем и нижнем 1 течении Сырдарьи в конце Ixв. и просуществовало до начала XIвв. Столица гос-ва город Янгикснт. Общественное устройство Огузского гос-ва – военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Вурховный правитель носил титул сюбаши, а советники верховного правителя джагбу, носил титул кюль еркин.

Эпическая летопись “Огузнаме” свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала при надлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с гос-вами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводчекую продукцию. Огузское гос-во вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье.

В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии.

Таким образом, в конце Xв. Огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию. В начале XIв. Наблюдается упадок Огузского гос-ва, вызванный многолетней войной, недавольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского гос-ва воспользовались сельджуки и захватили город Джент.

Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское гос-во, окончательно пало под ударами кипчакских племен в XIв. Кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XIв. на территории Зап. Каз-на перестало существовать гос-во Огузов, сыгравшее важную роль в плитической истории Евразии.