Основные идеи русского космизма и его представители. Русский космизм, его основные представители Что такое космизм в философии

Русский космизм - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ - начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания 51 .

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

    Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).

    Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).

    Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов и др.).

    Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).

    Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

Федоров Николай Федорович (1829-1903) был особым, удивительным, уникальным человеком и мыслителем. С.Г. Семенова считает его основателем активно-эволюционного космизма.

Влияние идей Н.Ф. Федорова на современников было огромно. Владимир Ильин утверждает, что в лице Федорова «во второй раз человечество увидело Сократа, т.е. человека, за которым уже кончаются возможности тварные и начинается боготварность». «Изумительным философом» назвал Федорова К.Э. Циолковский в своих воспоминаниях. Он характеризовал его как своего первого учителя по московским «университетам самообразования», заронившего в него космические мечты. Известную связь с идеями Федорова можно обнаружить у А.Н. Белого, В.Я. Брюсова, Н.А. Заболоцкого, В.В. Маяковского, А.П. Платонова, М.М. Пришвина, И.Л. Сельвинского, О.Д. Форш, В.Н. Хлебникова, художника Б.Н. Чекрыгина. А.М. Горькому особенно импонировал активизм в воззрениях Федорова. Интерес к учению Федорова проявляется и за пределами России - в Англии, Франции, Польше, США, Японии и т.д.

Главным трудом Н.Ф. Федорова была «Философия общего дела». В этой работе прослеживаются три идеи: 1) учение о Троице как нравственном объединении человечества; 2) учение о всеобщем воскрешении; 3) идея активной эволюции человечества.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию. «Все должны быть познающими и все - предметом знания», - считал Федоров. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами в природе и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»). Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушитель-ного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества - «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей, причем эти пределы будут бесконечно расширяться.

Разработка идеи «активной эволюции» стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной в учении Федорова. Здесь и представления о новом типе органического прогресса: осуществляется он - в противовес прогрессу чисто техническому , орудийному, «протезному» - в самой природе человека (психофизиологическая регуляция). Это и обретение способа питания по типу растений, умеющих синтезировать необходимые органические соединения и строить свои ткани из элементарных веществ среды и солнечного света (автотрофность человечества, по В.И. Вернадскому); это и идея «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, «последовательного вездесущия»; это и метеорическая, космическая регуляция.

Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

    Метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое.

    Планетарную астрорегуляцию, объектом которой является Солнечная система.

    Всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает:

а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических «погромов» - засух, наводнений, градобития и т.д.); овладение климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;

б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений;

в) теллурическую регуляцию (рациональное использование земных недр, замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);

г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ею трудоемкой добычи каменного угля и т.д.).

Следующая ступень регуляции природы предусматривает превращение Земли в космический корабль («земноход» - по терминологии Федорова). Земля сходит со своей земной орбиты и уходит в космические просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. Но к этому времени все народы планеты являются единым человечеством, братством и несут за нее всю меру ответственности. Вся Вселенная превратится в Храм, «самым священным местом Храма будет земля <...> иконописью небесною этого небесного Храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел» 52 . Далее человечество, вместе с воскрешенными отцами, заселяет всю Вселенную.

И еще один важный момент в учении Федорова. Он понимал библейское предсказание апокалипсиса как условную воспитательную задачу. Ведь создатель не может быть губителем , «он не желает гибели ни единого , а хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Мыслитель подчеркивает: «Будет ли кончина мира катастрофой или же мирным переходом без войн, без естественных бедствий - это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединясь, станут орудиями воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную» 53 .

Прошло почти сто лет со дня смерти Н.Ф. Федорова. По-разному можно оценивать его философское наследие. Можно сказать словами С.Н. Булгакова: «самый «проект» должен быть понят не по букве, а по духу, не натуралистически, а религиозно-символически». 54 Но с позиций сегодняшнего дня видно, что в «Философии общего дела» провозглашаются общечеловеческие, общепланетарные задачи как раз эпохи ноосферного выбора. Федоров трезво осознавал то катастрофическое направление, которое приняло развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.

Первостепенное значение для современного человечества имеет постановка Федоровым вопроса о нравственном преображении человечества («внутренняя регуляция»). Без этой работы над собой, внутреннего самосовершенствования невозможно достичь ступени Богочеловечества, невозможно управлять даже Землей, а не то что всей Вселенной. Первостепенность нравственно-этических вопросов характерна для всей русской философии, и философы-космисты доносили значимость этих вопросов через свои проекты.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) в нашей стране известен всем как отец космонавтики. Но он был еще и мыслителем, развившим свою «космическую философию». Многие из его философских брошюр вышли в Калуге в 20-30-е годы. Предметом исследования ученого является космическая эволюция человечества в масштабе всей вселенной.

В космической философии К.Э. Циолковского мы найдем пеструю смесь разного рода влияний - от индуистско-буддийских верований в реинкарнацию и античного гилозоизма до морали «разумного эгоизма» и современной ему теософии. Гениальная наивность Циолковского не просто эклектически их соединяет, а претворяет в поле его собственных оригинальных мировоззренческих интуиций.

Можно выделить ряд основных положений его космической философии.

    Идея монизма вселенной: «Все непрерывно и все едино. Материя едина...». Вселенная является единым, бесконечно сложным организмом, имеющим свою «причину» и «волю».

    Идея панпсихизма, т.е. представление о том, что материальная вселенная является живой одухотворенной сущностью. Элементы, ее составляющие, обладают отзывчивостью и чувствительностью. Но степень чувствительности меняется от нуля до неопределенно большой величины в зависимости от развитости объекта. Согласно взглядам ученого, все тела вселенной имеют одну и ту же сущность, одно начало, которое он называет «духом материи», неделимой основой сущности мира. В этом философия К.Э. Циолковского сходна с философией Платона. Поскольку вселенная одухотворена, то живет по законам как физического, так и психического мира. Следовательно, основной вопрос философии решается К.Э. Циолковским с позиций единства духовного и материального.

    Идея «разумных сил» , действующих во вселенной, и понятие «воля Вселенной» . Этим вопросам посвящены ряд работ К.Э. Циолковского: «Космическая философия», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Первопричина», «Причина космоса» и др. Вселенная, согласно взглядам ученого, не только материальна и одухотворена, но обладает «разумной волей» . Во вселенной все подчинено этой «разумной воле». Во вселенной огромную, в известном смысле даже определяющую роль, играют космические цивилизации; наше человечество лишь одно из них.

    Идея самозарождения вселенной, согласно которой все, что существует во вселенной, порождено самой вселенной. Но с другой стороны, сама вселенная существует благодаря воле первопричины. Принцип самозарождения жизни (автогонии) существует, по мнению Циолковского, лишь на некоторых планетах, типа Земли, для большинства же планет вселенной жизнь организуется путем переноса высших форм с развитых планет.

    Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов («атомов-духов») до «эфирных островов», т.е., выражаясь современным языком, метагалактик разного уровня сложности.

    Идея бесконечности и вечности жизни во вселенной. Она распространяется у К.Э. Циолковского на мир как на целое, на ритмы космической эволюции, бесконечную иерархию космических структур. Из идеи вечности и бессмертия вселенной у К.Э. Циолковского органично вытекает идея бессмертия человека .

Антропологическая тема - одна из центральных в космической философии Циолковского. Человек занимает промежуточное положение в цепи космической эволюции: космос населен «зрелыми существами», превосходящими по уровню своего развития человека, и теми, кто по своему развитию ниже человека. Представляя вселенную как социальный организм, Циолковский отводит важную роль в ее эволюции человеку, который должен привнести в нее «разум и волю».

    В размышлениях Циолковского заслуживает внимания идея причинно-следственной связи , действующей во вселенной: «В конце концов все, что не совершается, имеет источником давно прошедшие времена <...>, наша воля, наши поступки - настоящие и будущие - результат давно прошедших времен».

    Важной чертой космической философии ученого является идея о неизбежности космического будущего человечества , которое достигнет уровня совершенной жизни, будет жить в гармонии с космосом и разнесет эту совершенную организацию жизни по вселенной. Согласно взглядам К.Э. Циолковского на будущее:

    1. выход в космос - необходимый этап развития нашей цивилизации;

      процесс космической экспансии, освоения и преобразования все более расширяющейся в пространстве и времени «экологической ниши» человечества будет продолжаться бесконечно;

      приспосабливаясь к разнообразным условиям космоса, человек изменится не только социально и нравственно, но и в биологическом отношении;

      процесс преобразования космоса будет происходить совместно с другими космическими цивилизациями, в семью которых вольется наше человечество. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», - считает Циолковский. Выход в космос является, согласно его взглядам, законом развития человечества и его моральным долгом.

Какие же прогнозы мы находим в космической философии К.Э. Циолковского относительно более отдаленных перспектив космонавтики? После осуществления глобальных преобразований солнечной системы наша цивилизация распространится по вселенной как носитель разума и счастья. В этом, считал Циолковский, и состоит величайшая миссия человечества, высшая цель его существования. Циолковский допускал возможность значительного продления человеческой жизни. На определенной стадии освоения космоса наша цивилизация вступит в контакт с другими цивилизациями космоса. Вся совокупность космических цивилизаций, включая нашу собственную, выступает как единый фактор эволюции космоса, единая сила, изменяющая его своей преобразовательной деятельностью.

Многие идеи космической философии К.Э. Циолковского уже оказались буквально пророческими. Не исключено, что и некоторые спорные выводы ученого обнаружат новые эвристические смыслы в обновляющемся потоке человеческой культуры.

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) - выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии, теории и практики аэроионификации, мыслитель, поэт, художник.

Одной из основополагающих идей, определивших научные исследования А.Л. Чижевского, является идея единства живого и неживого, человека и космоса. По его мнению, все на Земле обязано космической энергии: перемены в погоде и смена времен года, приливы и отливы, стихийные бедствия и мирное развитие растений, животных и человека. Вся эволюция Земли и жизни на ней происходит вследствие процесса вибрации космических сил.

Точка зрения А.Л. Чижевского на происхождение жизни на Земле близка представлениям других русских космистов, прежде всего К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, он так же считает жизнь «явлением космическим». Ученый пишет: «Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса...» 55 .

Космическая энергия, являясь творящим началом, задает некий ритм всему творению. Космический ритм является, согласно Чижевскому, мировым принципом. Этому принципу подчинено все в мироздании. По мнению Чижевского, звездные системы рождаются, живут и умирают так же, как человек, животное и растение, но лишь для того, чтобы вновь создать новую систему или новый мир. Устанавливая факт вечного кругооборота, а значит, и бессмертия Космоса как «Великого Целого», Чижевский подводит нас к осознанию вечного кругооборота, а значит, и бессмертия жизни.

Главным объектом исследований Чижевского было Солнце, влияние солнечной энергии на биосферу Земли, на человека. Отсюда родилось его учение о гелиотараксии. А.Л. Чижевский тщательно изучает историю возникновения солнечных пятен, их влияние на живые организмы, человека и приходит к выводу, что деятельность Солнца - явление закономерное, она протекает периодически и вызвана внутренними и внешними причинами. А.Л. Чижевский вычислил периодичность пятнообразовательных процессов, равную 11,1 года. Размышляя над тем, какую роль играет лучистая энергия Солнца для планеты Земля и ее обитателей, А.Л. Чижевский приходит к следующим эмпирическим выводам:

    Лучистая энергия Солнца является одним из основных факторов, вызвавших развитие органической жизни на Земле. Бесконечно разнообразные проявления жизни Земли находятся в прямой энергетической зависимости от Солнца. Лучистая энергия Солнца озаряет эти образования движением, чувством, мыслью.

    Лучистая энергия Солнца является могущественным биологическим деятелем, и колебания в ее количестве обусловливают все те изменения в органической природе, которые мы наблюдаем в связи с широтою места, временем года и другими геофизическими и сезонными факторами.

    Солнечная система по своим функциям аналогична живому организму, прослеживается связь между физиологическими механизмами живого существа и физико-химическими механизмами Солнца. Жить - значит пропускать сквозь организм поток энергии, которая ведет свое происхождение от Солнца. Количество притекающей лучистой энергии влияет на ускорение химических и физиологических реакций.

Чижевский приходит к выводу, что аналогично 11-летней периодичности солнцедеятельности существует 11-летняя периодичность разнообразных явлений в физическим мире: стихийные бедствия, рост растений, разнообразные проявления в жизни животных, в физических явлениях. В жизни человека - это периодичность различных заболеваний, преступности, социальные и политические проявления, экономическое развитие и т.д. Таким образом, человек и среда в учении А.Л. Чижевского связаны между собой глубокой связью.

Важным аспектом космизма А.Л. Чижевского является положение о влиянии солнцедеятельности на исторический процесс. На основании эмпирических данных он выделил специальную отрасль знания - историометрию . В основе этой новой науки лежит энергетическая гипотеза о связи солнцедеятельности и всемирно-исторического процесса. Ученый доказывает, что как максимумы, так и минимумы лучистой энергии Солнца действуют на человека почти одинаково: они тормозят его психическую деятельность и производят целый ряд отрицательных физиологических эффектов. Только оптимум лучистой энергии Солнца производит на человека благоприятное воздействие. Чижевский доказал совпадение во времени циклических проявлений солнечной активности и массовых проявлений в человеческом обществе. Отдельные разновидности агрессивного поведения (психозы, убийства, изнасилования, драки, грабеж и т.д.), войны, революции, восстания, реформы и т.д. в совокупности складывают картину массовых действий. Сильные пертурбации Солнца, т.е. магнитные бури, вызванные появлением пятен на Солнце, во всех исследуемых случаях у большинства людей одновременно вызывали понижение интеллектуальной деятельности при повышенной нервной и сексуальной возбудимости, резко выраженной эмоциональности и переизбытке моторной энергии.

Всемирно-исторический цикл, совпадающий с циклом солнцедеятельности, равный 11,1 года, Чижевский разделил на четыре периода: 1) эпоху минимума, равную трем годам; 2) эпоху нарастания максимума, равную двум годам; 3) эпоху максимума, равную трем годам; 4) эпоху падения максимума, равную трем годам. За начало и конец всемирно-исторического цикла принимаются даты двух следующих один за другим минимумов солнцедеятельности. Ученый дает характеристику каждому из периодов. Характерная черта периода минимальной активности - разрозненность народных масс, их индеферентизм к политическим и военным вопросам, миролюбивое настроение, уступчивость, терпимость. На международной арене в это время устанавливаются дипломатические отношения, внутри государств проводятся реформы. Начало периода нарастания активности характеризуется значительно большим подъемом активности масс. На массах проявляется сила внушения, начинают организовываться партии, определяются программы, выявляются вожди. Эта эпоха определяет основу дальнейшему развитию исторических событий на протяжении данного цикла. Третий период является главным, разрешающим важные исторические проблемы. Он побуждает человечество к величайшим безумиям и величайшим благодеяниям. Четвертый этап - период падения активности людей. Он тоже может изобиловать крупными событиями, но они, как правило, находятся в стадии завершения.

Таким образом, Чижевский считает, что массовая человеческая деятельность построена по типу правильного чередования напряжений и расслаблений, работы и отдыха, экзальтаций и депрессий. Это чередование состоит в функциональной зависимости от степени напряжения в деятельности Солнца. При этом Чижевский подчеркивает, что причины массовых человеческих проявлений лежат в социально-экономической и политической жизни людей, а солнечная активность является лишь фактором, который повышает или понижает их.

Вернадского Владимира Ивановича (1863-1945) справедливо называют Ломоносовым ХХ в. Редкая синтезирующая способность, всеохватность отличают его творческий гений. Ученый основал и развил несколько новых научных дисциплин, стал создателем учения о биосфере и переходе ее в новое качество - ноосферу. Академик Петербургской Академии Наук, а затем АН СССР, член многочисленных зарубежных академий, Вернадский был и крупным общественным деятелем, выдающимся организатором науки в нашей стране.

В трудах В.И. Вернадского можно обнаружить ряд философских идей: 1) идею о геологической и космической вечности жизни; 2) идею о геологической и космической роли человека и человечества; 3) идею о возрастающей роли науки и человеческого разума в построении оболочки Земли - ноосферы 56 .

Рассуждая о связи жизни с мировой эволюцией, ученый делает вывод о том, что «жизнь не является случайным явлением в мировой эволюции, но тесно связанным с ней следствием » 57 . Жизнь является «буфером» между космосом и «косным» неживым веществом, «буфером», способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. По мнению Н.Н. Моисеева, у Вернадского «жизнь становится катализатором процесса развития» 58 .

В.И. Вернадский считал, что в мире существует три реальности: космоса, микромира, биосферы. В работах о биосфере Вернадский впервые вводит термин «живое вещество», которое он считает основой биосферы, а также понятие «космическая среда мира», которая безгранична. Так же, как и А.Л. Чижевский, ученый полагал, что на Землю влияют даже отдаленные звездные скопления. Он считал, что благодаря космическим излучениям биосфера получает новые свойства. Благодаря этим излучениям «вещество биосферы» проникнуто энергией, оно «становится активным», собирает и распределяет в биосфере полученную в форме излучения энергию и превращает ее в энергию, которая способна производить работу.

Созданием биогеохимии и учением о биосфере В.И. Вернадский поставил новый вопрос - о месте человека в общепланетарном развитии. Работа культурного человечества, которая тесно связана с сознанием, проявляется как новая геологическая и геохимическая сила. Это закономерный процесс, он определен всем ходом геологической истории и не подвластен человеческой воле. Вернадский подчеркивает, что человек создал мир технических устройств - техносферу , которую ученый расценивает как еще одну искусственную глобальную сферу планеты. Корни представлений о техносфере В.И. Вернадский нашел в работах А. Гумбольдта и К. Риттера.

Вернадский рассматривает возникновение человека на нашей планете как факт величайшей важности, единичный в течение геологической истории. Ученый делает вывод: «Очевидно, что существует определенное направление в палеонтологической эволюции организованных живых существ и что появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли - этих основных проявлений человека - не может быть случайным» 59 .

В работе «Автотрофность человечества» В.И. Вернадский приходит к выводам, что материя существовала всегда и космически вечна, жизнь существовала во вселенной всегда и тоже космически вечна, жизнь распространяется во вселенной, существует целенаправленная эволюция во вселенной «живого вещества», человеческий разум и воля являются органической частью «живого вещества», а также великой геологической силой; поэтому жизнь - явление космическое .

В.И. Вернадский полагает, что «Homo sapiens не есть завершение создания», а служит промежуточным звеном в длительной цепи эволюции существ, ему необходимо дальше развивать свой мыслительный аппарат. По мнению ученого, со временем человек изменит форму питания и источники энергии, тогда произойдет его переход на более высокую эволюционную ступень. Как только человек откроет непосредственный синтез пищи без посредничества организованных существ, он освободится от зависимости от других существ. Из существа социально гетеротрофного (использующего для своего питания живые организмы) он сделается существом социально автотрофным (т.е. синтезирующим из неорганических веществ - воды, двуокиси углерода, неорганических соединений азота все необходимые для жизни пищевые вещества, используя энергию фотосинтеза, как все зеленые растения, или хемосинтеза, как некоторые бактерии-хемотрофы). В силу этого факта на земной коре появилось бы в первый раз в геологической истории земного шара « автотрофное животное - автотрофное позвоночное» 60 .

Об изменении природы человека и переходе его на другие источники питания говорили такие космисты, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. Они предрекали эволюционное превращение людей в «лучистое человечество». Русские космисты религиозного направления говорили об эволюции человечества до «богочеловечества». Автотрофность человека - это реальный путь преодоления смерти, о котором мечтали космисты Н.Ф. Федоров, Н.А. Сетницкий, А.К. Горский, А.К. Манеев и др. Сам В.И. Вернадский считал, что создание нового автотрофного существа дает ему «доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни».

В.И. Вернадский является автором идеи ноосферы, широко обсуждающейся в настоящее время. Ноосфера - это сфера разума. Термин «ноосфера» Вернадский заимствовал у Тейяра де Шардена, который считал, что ноосфера - это оболочка Земли, созданная человеческой мыслью. Вернадский по-своему трактует идею ноосферы, считая, что ноосфера - это оболочка вокруг Земли, созданная культурной энергией человека. Ноосфера возникла с появлением человека вида Homo sapiens и до настоящего времени развивалась стихийно. Задача человечества - перейти к сознательному строительству ноосферы. По мнению ученого, для этого сложились все необходимые обстоятельства: прежде всего, научная мысль имеет планетарный размах, она выступает как новая геологическая сила, увеличивающая влияние живого вещества на эволюцию биосферы. Наука проявляет свой планетарный характер. Из необратимости эволюционного процесса вытекает необратимость эволюционного развития ноосферы.

Таким образом, философские учения русского космизма служат источником новых идей и направлений в современном естествознании и философии, которые находят свою реализацию в практических разработках. Важным условием приобщения к наследию русских космистов является критическое осмысление их идей и проектов с позиций современной науки, разделение научных и фантастических сторон их творчества.

Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. Попытки применить теорию эволюции к космосу в целом имели место в конце XIX в. и на Западе, но как самостоятельное философское направление космизм получил развитие именно в России.

У истоков русского космизма стоял Η. Ф. Федоров. Он пришел к выводу, что через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению. В центре его внимания также стояли проблемы преодоления смерти человека и возможности бесконечного человеческого существования .

Развивали эти идеи В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др. Интересно отметить, что идеи космизма развивались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями художественной интеллигенции – поэтами и писателями (В. Ф. Одоевский, Н. Заболоцкий, А. Платонов и др.).

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним.

У Соловьева внешний мир открывается в сознании человека как множество атомов-сил (монад), являющихся нс обезличенными силами, а существами. Они образуют как бы "клетки" тела единого "космического организма", а группируясь – органы или части этого организма. Такими же "клетками" являются и отдельные люди, а все человечество в целом – органом метафизического божественного организма. Впадение в "грех индивидуализации" привело к "отпадению от Бога" – предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединившись с ним .

Ряд аналогичных идей развивал и Циолковский (1857–1935) в своих философских работах. У Циолковского первооснову бытия составляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простейшие существа, обладающие чувствительностью. И человеческое "я" трактуется им как ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Таким образом, все, существующее в мире, является живым, а то, что мы принимаем за неживую природу, есть всего лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно, нет и смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением.

Космос – это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Циолковский видел в непрерывном и неограниченном возрастании могущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций, одной из которых является человеческая . При этом судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций. Эти идеи стали философским фундаментом для его деятельности в области ракетостроения. Задача человечества состоит в выходе в космос, освоении его. Крылатыми стали слова Циолковского: "Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".

Среди конкретных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863–1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как "две стороны" или "две стадии" одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими.

Аналогичные идеи развивал и А. Л. Чижевский (1897–1964), будучи учеником Циолковского. Так, на громадном статистическом материале он показал влияние солнечной активности (солнечных ритмов) на биосферу Земли и социальные процессы (эпидемии, революции, религиозные конфликты и т.д.). Он считал, что космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере.

Будущее человечества... Эта тема всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной, так и европейской философской традиции. Но во второй половине 20 века резко сместились акценты: человек стал не только мечтать о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные способы для его достижения. И на этом пути у него возник закономерный вопрос: «А возможно ли будущее в принципе?» Количество ядерного оружия на планете и вероятность экологического катаклизма не позволяют дать утвердительный ответ. Наибольшую актуальность приобрело осмысление трудностей во взаимоотношениях природы и человека, а также отношений между людьми. Благодаря обсуждению этих проблем сложилось несколько традиций. Космизм в русской философии является одной из них. О нём мы и поговорим в этой статье.

Определение

Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило собой широкую область русской культуры конца 19 - начала 20 века. Его наиболее яркими представителями были: в поэзии - Брюсов, Тютчев; в музыке - Скрябин; в живописи - Нестеров. А философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.

В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля мышления авторов, их работы очень непохожи. Но, несмотря на это, у них можно найти много общих идей, дополняющих и развивающих друг друга и формирующих целое направление в отечественной философии.

Главная идея

Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления - соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.

Направления русского космизма

Их несколько, но главных течений всего пять. Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас представим вам полный список:

  • Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
  • Религиозно-философское (Фёдоров).
  • Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
  • Эзотерическое (Рерих).
  • Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).

Ниже мы поговорим о представителях первых двух направлений.

Родоначальник космизма

Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было опубликовано очень мало его работ. Но и этих изданий хватило для того, чтобы многие философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Всеобщая регуляция

Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:

  1. Метеорическая регуляция (объект - Земля).
  2. Планетарная астрорегуляция (объект - Солнечная система).
  3. Космическая (объект - Вселенная).

При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.

Четыре принципа Циолковского

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира - это людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания - одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

  • Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).
  • Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
  • Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).
  • Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Ноосфера Вернадского

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода - объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского

Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе в которой речь шла о влиянии на историю человечества.

Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

  • Минимальная возбудимость (3 года).
  • Рост возбудимости (2 года).
  • Максимальный подъём возбудимости (3 года).
  • Понижение возбудимости (3 года).

Теории Чижевского о влиянии на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

Заключение

Итак, мы рассмотрели русский космизм как философское направление. Надо отметить, что человеку потребовалось много сотен лет для обретения разумного облика наряду с развитым осознанием собственной духовности. Проходя стадии формирования мировоззрения, человеческая цивилизация открывала новые виды познания, создавая новые отрасли философских взглядов и наук.

На современном этапе, с учётом прошлого опыта, человечество сформировало для себя чёткую структуру и выявило наиболее полезные приоритеты. Но, как и раньше, мы не получили ответы на вопросы о смысле жизни и картине мироздания на планете. И поскольку человек всегда будет иметь склонность к размышлениям, то всегда будут возникать загадки, отгадки на которые так и не найдутся.

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма:

    религиозно-философский (Н. Ф. Федоров);

    естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский);

    поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).

Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практическидеятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

***---***---***---***---***---***---***---***---***

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем.

Идеи Федорова нашли отражение в его труде “Философия общего дела”. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни - следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)

Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.

Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945)

В. И. Вернадский, как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки - биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу”

32. Русская религиозная философия 19 – 20 вв. Философия всеединтсва.

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например в творчестве Н.Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

Основные представители русской религиозной философии: Булгаков С., Соловьев Вл., Бердяев, Федотов и др.

Философия всеединства В.С. Соловьева:

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX иска является В.С Соловьев - сын известного русского историка, философ, поэт и публицист. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства».

Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Бога становится основой нового миросозерцания части интеллигенции.

Смысл существования человека - это внутреннее и свободное объединение земной силы и божественного действия.

Определить космизм в «жанровом» смысле достаточно трудно. Нельзя сказать, что это естественная наука - тем не менее, учёные-космисты внесли существенный вклад в развитие геологии, биологии, астрономии, физики и химии. Также космизм не является духовным учением, хотя в работах отдельных учёных приобретает метафизический смысл.

Главное, что объединяет «космические» течения - отчаянное стремление к воплощению идеала. «Космос» понимается не только как пространство Вселенной, но и как философское представление о структурной гармонии. Таким образом, космос представляет собой упорядоченную вселенную, в эволюции и обустройстве которой людям можно и нужно участвовать, используя возможности разума.

В переводе с греческого «космос» - это «порядок».

Среди русских исследователей, которые разрабатывали космическую проблематику, были Александр Сухово-Кобылин , Николай Фёдоров , Константин Циолковский , Владимир Вернадский , Александр Чижевский , Иван Антонович Eфремов . О некоторых из них мы расскажем подробнее, остановивишись на самых смелых теориях и предоставив вам судить о том, какие прогнозы воплотились в жизнь сто лет спустя.

Николай Фёдоров: мировая библиотека и победа над смертью

Николай Фёдоров, которому принадлежит учение о «философии общего дела», преподавал историю и географию, работал библиотекарем, «дежурным чиновником при читальном зале Московского Публичного и Румянцевского Музеев». Он вёл аскетичный образ жизни, обильно критиковал в своих сочинениях систему образования, ратовал за распространение информации, а также утвержал, что человечеству необходимо, ни много ни мало, раз и навсегда устранить смерть.

Единая библиотека

Фёдоров осуждал стремление людей к обогащению и единоличному владению знанием, поэтому создал проект библиотечной реформы. Он был уверен, что каждый, вне зависимости от материального положения, должен иметь возможность самообразования. Для этого все богатые люди, имеющие в своем распоряжении личные библиотеки, должны объединить свои картотеки и поместить их в общедоступном месте, чтобы любой желающий мог обращаться к книгам из этого собрания. Он составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея и предложил наладить обмен книг между библиотеками разных стран и городов, включая частные коллекции.

Конечной целью этого должно стать объединение всех библиотек мира в единую сеть.

Воскрешение предков и регуляция природы

Основное зло для человека, по Фёдорову, заключается в смертности. Человек порабощён слепой силой природы, которая неуклонно ведёт его к умиранию. Весь комплекс бед, которые постигают общество, он называл «небратскими отношениями»: войны, борьба за собственность, ссоры и раздоры, и, в конечном счете, смерть. Наша культура мирится со смертью, каждый занят лишь обеспечением наиболее удачного и удобного существования для себя. В этой ситуации высшая цель и моральная обязанность учёного - воспрепятствовать разобщению и гибели. Если точнее, Фёдоров был уверен, что в будущем станет возможно сделать смерть обратимой и воскресить всех умерших людей.

Идеи Фёдорова о будущем утопическом блаженстве всех людей базируются на христианском учении. Хотя, конечно, с точки зрения классического христианства их следовало бы отнести к разряду еретических, ведь проект воскрешения и Царствие Небесное в фёдоровской системе должны стать делом рук человечества.

«Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть».

Метафизика, по его мысли, должна воплощаться в реальных практических действиях. Путь к воскрешению предков лежит через науку: нужно средствами науки и техники совершать то, что ранее казалось чудесами. Познав связь между атомами и молекулами, возможно будет управлять процессом жизни. В конечном счёте мир должен стать прогнозируемым, понятным, дружественным человеку.

Колонизация космоса

Мёртвых, как известно, всегда больше, чем живых. Поэтому после их воскрешения человечество невероятно увеличится. Понадобится много места - и с этой целью Фёдоров предлагал осваивать космос. То есть расселять «воскрешенных предков» на других планетах, осваивая космическое пространство. Колонизируя Вселенную, человек будет нести свой разум в другие глактики, всё дальше и дальше в глубины космоса.

Философ Алексей Козырев в лекции «Постнауки» рассказывает об общественном идеале и влиянии космизма на космонавтику.

Константин Циолковский: на Марс, на Марс!

В раннем детстве Циолковский частично потерял слух после скарлатины. Из-за этого он плохо успевал в гимназии и со временем был отчислен. Тем не менее, он продолжил образование самостоятельно. Он много читал, интересовался наукой и техникой, изучал физику, химию, астрономию и математику, занимался собственными разработками. Например, построил первый в мире центробежный аппарат (центрифугу), с помощью которого проводил опыты над животными. Первыми подопытными стали таракан и цыплёнок - причём оба выдержали перегрузку и остались живы.

Опыты и курьёзы

Эксперименты, которые проводил Циолковский, вызывали недоумение и ужас обывателей, а его самого обрекли на славу главного отечественного «сумасшедшего учёного». В городе Боровске (Калужская область) он запускал воздушных змеев собственной конструкции, ездил на коньках с зонтом-парусом и сконструировал оснащённые таким же устройством сани.

«По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Не обходилось и без курьёзов научного свойства - как-то Циолковский отправил в Русское физико-химическое общество свою рукопись, в которой описывал разработанную им кинетическую теорию газов . Вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад! Во многом эта неудача была обусловлена тем, как трудно было обмениваться информацией. Для учёных поиск данных был затруднён бытовыми препятствиями (отсутствие нужных книг, несовершенство почтового сообщения). Учитывая это, можно заново оценить проект Николая Фёдорова по усовершенствованию библиотечного дела.

Пресечение автогонии

К сомнительным идеям Циолковского можно отнести его атомистический панпсихизм . Он полагал, что материя, как и атомы, образующие её, «одухотворены», подвержены психическим законам. Одной из главных причин страдания в мире он считал автогонию - самопроизвольное неконтролируемое зарождение жизни.

«Страдание» и «разумность» для Циолковского существовали объективно, как природное свойство материи.

Именно автогония привела к появлению жизни на Земле. Однако не все существа оказались достаточно совершенны; многие продолжают оставаться на низком уровне, нарушая стройную картину разумного мироздания. Дальнейшее заселение Вселенной должно осуществляться не путем стихийного, слепого самозарождения и неуправляемой эволюции, которая множит страдания, а путем продуманного и целенаправленного расселения лучших, разумных существ.

«Отец русской космонавтики»

Циолковский занимался вопросами воздухоплавания, аэродинамики, авиастроения и строительства ракет для межпланетных путешествий, сделав существенный вклад в теорию реактивного движения и во многом опередив своё время. Он предложил конструкцию поезда на воздушной подушке и выдвинул идею космического лифта, продумал способ дозаправки ракет во время полёта, разработал и сам сконструировал аэродинамическую трубу. В научно-фантастической повести Циолковского «На Луне» даётся описание поверхности спутника Земли, которое впоследствии было подтверждено опытным путём.

Константин Циолковский считал, что люди смогут расселиться по Вселенной, а начальным этапом покорения космоса должно стать конструирование орбитальных станций, пригодных для обитания человека. Всего через три десятка лет после его смерти такая станция действительно вышла на орбиту.

Владимир Вернадский: биосфера Земли

Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета, изучал кристаллографию, был академиком и директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. Его научные интересы, оставаясь обширными, - геология, химия, история - всегда были привязаны к теме Земли как планеты и целостности.

Биосфера Земли

Термин «биосфера», который использовал Вернадский, был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века. Под биосферой имеется в виду вся поверхность Земли, заселённая живыми организмами, глобальная экологическая система планеты. Эту совокупность организмов Вернадский называл «живым веществом». Кроме него существует и «косное вещество». Его составляют минералы и горные породы. В единую систему два вида материи соединяются благодаря постоянному обмену, «биогенному току атомов». Изучая биосферу, Вернадский пришёл к соображению о том, что осуществляется важный, прежде невиданный процесс.

Происходит переход от биосферы к новому миру, в котором ведущая и преобразующая роль отводится человечеству.

Теория ноосферы

Ноосфера - новый вид планетарной цивилизации, где человек, вооруженный средствами науки, станет новой самостоятельной геологической силой - разумной и творческой. То есть будет способен менять облик планеты, создавая новые «косные тела» и подвергая изменениям живое вещество. Надо сказать, что слово «ноосфера» также принадлежит не самому Вернадскому, а французским учёным - профессору математики Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шардену, биологу, геологу, палеонтологу и религиозному мыслителю. Вернадский же активно разрабатывал эту теорию, дав своё видение новой эпохи Земли.

В эту эпоху деятельность людей и научная мысль приведут к изменению облика планеты. Ноосфера возникнет после резкого скачка в науке и технике, после заселения человеком всей планеты и развития средств сообщения. Также условиями её формирования станут глобализация, выход человека в космос, развитие образования, прекращение конфликтов и войн, коллективное принятие решений, равенство и победа над нищетой.

Перспективы развития ноосферного общества представлялись Вернадскому радужными.

То, что сейчас называется глобальными проблемами современности, не вызывало у него опасений. Действуя как природная сила, человечество не может совершить ничего, что не было бы частью общей эволюционной программы.

Сегодня многое в теориях космистов выглядит наивным, однако общий настрой поражает оптимизмом и верой в возможности человека. Эти учения были созвучны эпохе прогресса и безграничных надежд. Именно поэтому позже космизм был забыт. Советская имперская культура потребовала другой науки (генетика, например, встретила травлю) и другой философии, поддерживающей интересы власти.

Многие предположения космистов не подтвердились, оставшись сегодня разве что в арсенале лженаук. В то же время, гипотезы, которые современники считали нереальными и совершенно безумными, оказались не так уж далеки от действительности. Теперь они стали полноправной частью современной научной практики или сбываются прямо на наших глазах.