Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения. Чем определяется учетная политика для целей налогообложения? Нк рф учетная политика

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Организация является плательщиком налога на прибыль. Это значит, что часть ее учетной политики для целей налогообложения (далее - налоговая политика) должна быть посвящена порядку уплаты налога на имущество организации. Рассмотрим, какие вопросы для исчисления этого налога следует осветить компании в налоговой политике.

Статья 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) относит налог на имущество организаций в состав региональных налогов, что, в свою очередь, означает, что он устанавливается НК РФ, но вводится в действие законом субъекта РФ. При этом с момента его введения в действие региональным законодательством на территории субъекта РФ он является обязательным к уплате на соответствующей территории. Аналогичное положение закреплено и в ст. 372 гл. 30 НК РФ, нормами которой установлены правила исчисления имущественного налога компаний.

Региональные власти вправе не только принимать решение о введении данного налога на территории своего субъекта, но и конкретизировать общие правовые положения, установленные гл. 30 НК РФ. Так, в частности, региональное законодательство самостоятельно устанавливает ставку налога (в пределах, установленных гл. 30 НК РФ), а также порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Кроме того, региональным законом могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В разделе налоговой политики, посвященном уплате налога на имущество, компания в первую очередь должна указать свой статус плательщика имущественного налога. Напомним, что в силу п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются:

Российские организации (как коммерческие, так и некоммерческие);

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство;

Иностранные организации, не имеющие постоянного представительства в РФ, но владеющие недвижимостью, находящейся на российской территории.

Статус плательщика налога необходим, так как для каждой из указанных категорий организаций гл. 30 НК РФ определен свой объект налогообложения, на что указывают положения ст. 374 НК РФ.

Так, российские фирмы в общем случае уплачивают имущественный налог с движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе организации в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Заметим, что главным критерием признания имущества объектом налогообложения признается включение его в состав ОС организации, поэтому налог уплачивается даже по тем объектам, которые переданы компанией во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесены в совместную деятельность или получены по концессионному соглашению.

Обратите внимание, согласно п. п. 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), на балансе организации в составе ОС учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Это, в свою очередь, означает, что организация - балансодержатель ОС, находящихся у нее в хозяйственном ведении или оперативном управлении, будет с них уплачивать имущественный налог. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86, от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33 и в др.

Если на балансе компании имеются такие ОС, то в учетной политике необходимо привести их состав, а также указать состав документов, подтверждающих соответствующие права на них.

Напоминаем, что в части документального подтверждения прав на недвижимое имущество организация должна руководствоваться Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Единственным доказательством существования зарегистрированных прав на объект недвижимости является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП). Следовательно, обязанность уплачивать налог на имущество, переданное организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возникает у нее с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 28.01.2010 N 03-05-05-01/02. Такого же мнения придерживается и правоприменительная практика, на что указывает Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 N 16400/10 по делу N А40-114912/09-99-810.

Таким образом, российская фирма исчисляет налог только с тех ОС, которые отражены на ее балансе. Заметьте, гл. 30 НК РФ прямо определяет, что налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета ОС.

Напомним, что в бухгалтерском учете правила формирования информации об ОС организации установлены Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01). Кроме того, при учете ОС организации используют еще и Методические указания.

Причем в соответствии с указанными нормативными документами бухгалтерского законодательства в составе ОС отражаются только те объекты, в отношении которых одновременно выполняются все условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

Организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Обратите внимание, что бухгалтерское законодательство не содержит стоимостного критерия отнесения объекта в состав ОС компании. Вместе с тем п. 4 ПБУ 6/01 позволяет организациям объекты, стоимость которых не превышает 40 000 руб. за единицу, учитывать не в составе ОС, а в составе материально-производственных запасов.

Если организация пользуется этим правом, то оно обязательно закрепляется в бухгалтерской учетной политике фирмы. В этом случае указанное имущество не включается в состав объектов налогообложения по налогу на имущество. Аналогичные разъяснения финансистов приведены в Письме Минфина России от 20.03.2008 N 03-05-05-01/17.

Если же это право не используется, то организации придется учитывать малоценные объекты в качестве ОС и, следовательно, платить с них налог.

Обращаем внимание, что налог на имущество организация будет уплачивать и с таких ОС, как транспортные средства. Несмотря на то что они включаются в налоговую базу по транспортному налогу, двойного налогообложения по данному имуществу не возникает, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Поскольку вопрос о дате включения транспортных средств в состав налогооблагаемого имущества является достаточно спорным, рекомендуем в своей учетной политике закрепить положение о том, с какого момента указанные ОС включаются в состав налогооблагаемого имущества (до или после регистрации в ГИБДД).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), определено, что учет ОС ведется фирмами на следующих балансовых счетах:

На счете 01 “Основные средства“;

На счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности“.

В силу этого по общему правилу объектами налогообложения у российской организации будут выступать ОС, отраженные на балансовых счетах 01 “Основные средства“ и 03 “Доходные вложения в материальные ценности“.

Обратите внимание, п. 52 Методических указаний определено, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС.

Это означает, что организации должны уплачивать имущественный налог даже с тех объектов недвижимости, права собственности на которые еще не зарегистрированы. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20, солидарны с финансистами и налоговые органы, на что указывает Письмо ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@.

Исходя из этого, в своем рабочем плане счетов организации следует предусмотреть соответствующий субсчет к счету 01 “Основные средства“.

Статья 375 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В связи с этим организация в своей налоговой политике может закрепить положение о том, что остаточная стоимость ОС определяется по следующим счетам бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов организации:

Счет 01 “Основные средства“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“;

Счет 03 “Доходные вложения в материальные ценности“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“.

Если компания имеет ОС, переданные ей в доверительное управление, то порядок определения остаточной стоимости будет дополнен еще одной записью:

Счет 79 “Внутрихозяйственные расчеты“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“.

Следующий момент, который необходимо осветить в налоговой политике, - это организация раздельного учета по видам имущества. Раздельный учет имущества организуется с учетом следующих требований законодательства:

Имущество, не являющееся объектом налогообложения, состав которого перечислен в ст. 374 НК РФ;

Имущество, освобождаемое от налогообложения на основании ст. 381 НК РФ.

Обратите внимание, с 01.01.2012 состав имущества, освобождаемого от налогообложения, расширен - в него включены объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности:

Недвижимое имущество, находящееся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения (ст. 385 НК РФ);

Имущество, используемое для ведения деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).

Методику ведения раздельного учета имущества можно привести отдельным приложением к налоговой политике.

В налоговой политике также следует отразить порядок учета имущества, подлежащего налогообложению, но не числящегося на балансе организации. Это объекты ОС:

Внесенные в совместную деятельность;

Переданные в доверительное управление;

Переданные по договору лизинга, учитываемые на балансе лизингополучателя.

Здесь же следует привести перечни имущества по соответствующим направлениям и закрепить периодичность их обновления.

Если в структуре организации имеются обособленные подразделения, то это в обязательном порядке отражается в налоговой политике, независимо от того, выделены они на отдельный баланс или нет. Причем список обособленных подразделений необходимо привести с указанием территории субъекта нахождения структурного подразделения, так как ставки налога на имущество организаций могут быть различны.

Если имеются структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то налог (авансовые платежи по налогу) организация должна платить по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. На это указывает ст. 384 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина России от 26.02.2004 N 04-05-06/19.

Обращаем внимание, что самостоятельная уплата налога на имущество обособленным подразделением возможна только при наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности на представление интересов компании, в том числе и на уплату налогов.

Налог, уплачиваемый обособленным подразделением, исчисляется только с налогооблагаемого имущества обособленного подразделения, учитываемого на его балансе. На это указывает ст. 384 НК РФ, а также Минфин России в Письме от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177.

Сумма налога, уплачиваемая в бюджет, определяется произведением налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

В части определения налоговой базы организациям, имеющим на балансе объекты транспортной инфраструктуры, автор рекомендует закрепить использование льготы, предусмотренной п. 6 ст. 376 НК РФ. Напоминаем, что такая льгота позволяет компаниям уменьшать налоговую базу на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных, гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, а также сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости этих объектов.

Если обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс, то порядок уплаты налога зависит от вида имущества, которое находится в обособленной структуре компании. Как разъясняет Минфин России в Письме от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, в отношении движимого имущества, находящегося по местонахождению обособленного подразделения, организация уплачивает налог (авансовые платежи) и представляет налоговую декларацию (расчеты) по месту учета на балансе движимого имущества, т.е. по месту нахождения головной организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Если же по месту нахождения обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс, находится недвижимое имущество, то налог (авансовые платежи) придется платить по месту нахождения обособленного подразделения. На это также указано в Письмах Минфина России от 18.01.2010 N 03-05-04-01/02 и от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17.

Обратите внимание, если объект недвижимости одновременно расположен на территориях нескольких субъектов или же на территории субъекта и в территориальном море РФ, на континентальном шельфе или в исключительной зоне РФ, то в своей учетной политике организация должна закрепить порядок определения доли имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Ведь на основании п. 2 ст. 376 НК РФ для расчета налога в отношении такого объекта берется только часть средней стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта РФ.

Как разъясняет Минфин России в Письме от 26.10.2006 N 03-02-07/1-294, организация самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект РФ по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). При этом доля стоимости имущества, фактически находящегося на территориях соответствующих субъектов РФ, рассчитывается исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта.

Кроме того, в налоговой политике компания должна предусмотреть порядок отражения начисленных сумм налога на имущество организаций. Отметим, что в гл. 30 НК РФ не определен источник уплаты налога на имущество, поэтому организация вправе решать сама, за счет какого источника она будет уплачивать налог на имущество - за счет расходов по обычным видам деятельности или за счет финансовых результатов компании. Вместе с тем Минфин России в Письме от 05.10.2005 N 07-05-12/10 настаивает на том, что сумма имущественного налога компании представляет собой расходы организации по обычным видам деятельности.

Избранный вариант учета организация должна закрепить в налоговой политике.

Если налог на имущество организации признается расходом по обычным видам деятельности, то начисление сумм налога осуществляется по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы“ (44 “Расходы на продажу“ - для торговли) в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам“.

Если источником уплаты признаются финансовые результаты, то начисление сумм налога будет производиться по дебету счета 91-2 “Прочие расходы“ в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 “Расчет по налогам и сборам“.

Если организация наряду с деятельностью, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, то в налоговой политике ей придется закрепить методику распределения стоимости налогооблагаемого имущества, используемого одновременно в обоих видах деятельности.

Дело в том, что плательщики ЕНВД не признаются плательщиками налога на имущество, но только в части тех ОС, которые используются исключительно в деятельности, облагаемой вмененным налогом. В части деятельности, облагаемой налогами по общей системе, такая организация признается плательщиком налога на имущество. В качестве общего имущества могут выступать как объекты недвижимости (например, здание офиса, где находится весь управленческий персонал фирмы), так и движимое имущество - транспортные средства или оргтехника, находящаяся в бухгалтерии.

К методике распределения стоимости такого имущества нужно подойти очень тщательно. Если налог будет исчислен неверно, то фирма обязательно столкнется с проблемами при проверке. Даже если компания будет платить налог с общего имущества в полном объеме, избежать неприятностей ей не удастся. Переплата по налогу на имущество приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, что, в свою очередь, повлечет пересчет налогов и наложение штрафных санкций.

Для методики распределения стоимости общего имущества такой компании придется организовать обособленный учет имущества по следующим направлениям:

Налогооблагаемое имущество, используемое в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения;

Имущество, используемое в деятельности, облагаемой вмененным доходом;

Налогооблагаемое имущество, используемое в обоих видах деятельности.

Организация такого раздельного учета обычно достигается посредством открытия соответствующих субсчетов к счету 01 “Основные средства“:

01-1 “Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения“;

01-2 “Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой ЕНВД“;

01-3 “Основные средства, используемые в обоих видах деятельности“.

Аналогично нужно организовать обособленный учет сумм начисленной амортизации:

02-1 “Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения“;

02-2 “Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой ЕНВД“;

02-3 “Амортизация по ОС, используемым в обоих видах деятельности“.

Методики такого распределения в налоговом законодательстве нет, в силу чего организация вправе разработать свой алгоритм распределения стоимости общего имущества и закрепить его использование в своей налоговой политике. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 08.10.2010 N 03-05-05-01/43.

Причем, какой показатель будет использоваться налогоплательщиком для расчета, он также вправе решить сам, руководствуясь своими причинами - спецификой вида деятельности, видом используемого общего имущества, численностью персонала и т.д. При этом в качестве таких показателей может использоваться выручка от реализации, площадь объекта недвижимости, пробег транспортного средства и т.д. Кстати, такой же вывод следует из Письма Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25.

Вместе с тем практика показывает, что чаще всего стоимость общих ОС распределяется пропорционально выручке от деятельности, находящейся на общей системе налогообложения, в сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Не возражают против такого подхода и финансисты, на что указывает Письмо Минфина России от 24.03.2008 N 03-11-04/3/147.

Обращаем внимание, что при распределении стоимости общих ОС нужно использовать поквартальную выручку. Ведь налоговым периодом по ЕНВД является квартал, и, как следует из гл. 26.3 НК РФ, в течение года вмененщик может не вести деятельность, облагаемую ЕНВД, утратить право на ее применение, вернуться к ее использованию и т.д., вследствие чего показатели, определенные нарастающим итогом, будут искажены. Такие разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 01.11.2006 N 03-11-04/3/482. По мнению автора, механизм распределения стоимости общего имущества целесообразно привести отдельным приложением к налоговой политике организации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 01.11.2006 N 03-11-04/3/482.

4. Письмо Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25.

5. Письмо Минфина России от 24.03.2008 N 03-11-04/3/147.

6. Письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33.

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета мы рассказывали в . А что такое налоговая учетная политика и для чего она нужна?

Для чего нужна налоговая учетная политика

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в , что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, - множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится.

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

  • метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);
  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;
  • методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;
  • метод оценки НЗП;
  • факт создания налоговых резервов.

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д.

Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на , где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Последним пунктом, требующим детальной проработки является Учетная политика для целей налогообложения, которая включает в себя следующие моменты:

  • 1. Учетную политику для целей налогообложения считать разработанной в соответствии с требованиями части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 2. Основными задачами налогового учета являются:
    • а) ведение в установленном порядке учета своих доходов и расходов и объектов налогообложения,
    • б) представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые Учреждение обязано уплачивать.
  • 3. Объектами налогового учета могут являться:
    • а) операции по реализации услуг,
    • б) имущество, доход,
    • в) стоимость реализованных товаров,
    • г) иные объекты, имеющие стоимость, по которым возникает обязанность по уплате налогов.
  • 4. Применять для подтверждения данных налогового учета:
    • - первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку), оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • - аналитические регистры налогового учета.
  • 5. Систему налогового учета создать в рамках существующей системы бюджетного учета, которая развивается и дорабатывается в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 6. Ответственность за ведение налогового учета возложить на заместителя главного бухгалтера по внебюджетной деятельности и бухгалтера по налогообложению.
  • 7. К деятельности приносящей доход относится:
    • - оказание платных услуг сторонним организациям и населению (спортивно-оздоровительных, информационных, телекоммуникационных, связи, транспортных, ремонтно-строительных, хозяйственных, в сфере отдыха и т.д.);
    • - ведение иных внереализационных операций, приносящих доход, в том числе плата за общежитие студентов и аспирантов, возмещение коммунальных услуг арендаторами, плата за путевки в спортивно-оздоровительный лагерь и санаторий-профилакторий.
  • 8. Учетная политика для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость.
  • 8.1 Объектом налогообложения налога на добавленную стоимость следует считать операции, перечисленные в статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации, по видам деятельности.
  • 8.2 Операции, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 149 кодекса Российской Федерации. Виды деятельности, освобождаемые от налогообложения:
  • 8.3 Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
    • - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
    • - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Особенности момента определения налоговой базы устанавливаются ст. 167 кодекса Российской Федерации.

8.5 В случае частичного использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства или выполнения облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость видов деятельности суммы налога учитывать в их стоимости либо принимать к налоговому вычету в долях.

Для целей определения доли, пропорционально которой предъявленные продавцом товаров (работ, услуг) суммы налога учитываются в их стоимости или подлежат налоговому вычету, учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период, полученную и отраженную в бюджетном учете. Указанную пропорцию определять исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за текущий налоговый период.

Средства бюджетного финансирования и средства целевых поступлений не включать в расчеты для целей применения настоящего пункта.

  • 8.6 Суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым с целью осуществления видов деятельности, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, учитывать в их стоимости.
  • 8.7 Осуществлять ведение раздельного учета налога на добавленную стоимость, уплачиваемого поставщикам товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 170 гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации в регистрах бюджетного учета.
  • 8.8 Уплачивать налог на добавленную стоимость в федеральный бюджет в порядке и сроки, предусмотренные ст. 174 гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 8.9 Учет налога на добавленную стоимость ведется на основании счетов-фактур, заполняемых в соответствии с установленным законодательством порядком и регистрируемых в книге покупок и книге продаж, которые хранятся в бухгалтерии Учреждения.
  • 8.10 Ответственными лицами за подписание счетов-фактур назначить:
    • - заместителя главного бухгалтера,

В его отсутствие имеют право подписывать счета-фактуры лица, указанные в карточке образцов подписей в банк.

8.11 Книгу покупок и продаж вести методом сплошной регистрации выписанных и принятых к учету счетов-фактур.

Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость представлять в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Ответственным за подготовку и представление налоговой декларации назначить заместителя главного бухгалтера.

  • 9. Учетная политика для целей налогообложения прибыли.
  • 9.1 Налоговым периодом по налогу на прибыль считать год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации).
  • 9.2 Методом признания доходов и расходов для целей налогообложения считать метод начисления в соответствии со статьями 271, 272 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Дату получения дохода определить в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.
  • 9.3 Доходами для целей налогообложения от предпринимательской деятельности признавать доходы Учреждения, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы в соответствии со статьями 249, 250, 321.1 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.4 Для признания доходов для целей налогообложения применять следующие правила:
    • - разовые услуги отражаются в доходах по мере их оказания.
    • - по доходам, относящимся к нескольким отчетным периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Размер доходов определяется по первичным документам и регистрам налогового учета.
  • 9.5 По группам внереализационных доходов датой получения дохода считать дату подписания акта приема-передачи при безвозмездном получении имущества, дату поступления денежных средств при получении пожертвований на счета Учреждения.
  • 9.6 При определении налоговой базы (дохода) руководствоваться положениями ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень доходов, поименованных в данной статье и не учитываемых при определении налоговой базы, является исчерпывающим и полным.
  • 9.7 Учет расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, приносящей доход, осуществлять в порядке, установленном статьями 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 268, 321.1 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.8 Расходы, производимые в порядке исполнения локальных смет отдельных видов деятельности, сформированных и утвержденных в установленном порядке, признавать экономическим обоснованными расходами, связанными с ведением данных видов деятельности, принимаемыми для целей налогообложения согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.9 Определить состав прямых расходов по видам деятельности, связанной с производством и реализацией:
    • - материальные расходы;
    • - расходы на оплату труда;
    • - сумма начисленной амортизации по имуществу, приобретенному в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемому для осуществления такой деятельности.

К косвенным (накладным) расходам относить все иные суммы расходов, осуществляемых в течение отчетного (налогового) периода.

9.10 Материальные расходы. Метод оценки материалов

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при оказании услуг, выполнении работ, для целей налогообложения использовать метод оценки по средней стоимости.

Основанием для отнесения на расходы являются акты на списание материалов, израсходованных на изготовление продукции, работ, услуг, по установленной форме (ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации).

Фактическую стоимость израсходованных материалов относить на расходы согласно смете по ценам их приобретения, а фактическую стоимость израсходованных материалов на выполнение договорных работ - по фактическим затратам.

Канцелярские принадлежности (бумага, папки, карандаши, ручки, стержни и т.д.). приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды, списывать на фактические расходы с отражением их общей суммы по приходу и расходу.

9.11 Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда производить в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные по расходам на оплату труда совпадают с данными бюджетного учета. Основанием для начисления оплаты труда служат трудовой договор, табель рабочего времени, коллективный договор, изменения и дополнения к коллективному договору и положение об оплате труда.

9.12 Амортизация основных средств и нематериальных активов.

Руководствуясь положениями статей 256 и 321.1 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации относить суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности на расходы для целей налогообложения прибыли.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

9.13 Применять Классификацию амортизационных групп исходя из сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 258 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производить линейным методом для всех амортизационных групп в порядке, установленном ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приобретение основных средств, стоимостью за единицу объекта с учетом налога на добавленную стоимость свыше 20 000 руб., не уменьшает налоговую базу при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • 9.14 При проведении Учреждением переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации положительную (отрицательную) сумму такой переоценки не признавать доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимать при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 257 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.15 Начисление суммы амортизации по объектам амортизируемого имущества, подлежащим амортизации, начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
  • 9.16 Начисление суммы амортизации по объектам амортизируемого имущества, подлежащим амортизации, прекращать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного списания стоимости или выбытия объекта основных средств и/или нематериальных активов по любым основаниям.
  • 9.17 Прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относить расходы, перечисленные в статье 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы на ремонт основных средств, включая здания и сооружения, относить к прочим расходам Учреждения для целей уменьшения налогооблагаемой базы в размере фактических затрат в соответствии со ст. 321.1 гл. 25 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы на обязательное страхование имущества включать в прочие расходы Учреждения в размере фактических затрат в соответствии со ст. 263 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 264 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на гражданскую оборону, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории Учреждения, а также расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение включать в состав прочих расходов Учреждения.

Стоимость приобретенных изданий (книг, брошюр и иных подобных объектов) в полной сумме в момент приобретения включать в состав прочих расходов в целях налогообложения прибыли.

Подписку на периодические издания включать в состав прочих расходов поквартально в размере 1/4. Учет данных периодических изданий вести в библиотеке без инвентарных номеров как временное хранение документов (приказ от 02.12.1998 № 590).

Расходы на страхование автогражданской ответственности, расходы на добровольное медицинское страхование работников Учреждения включать в состав прочих расходов ежемесячно в размере 1/12 от суммы договора.

Включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации, включать в состав прочих расходов текущего периода.

  • 9.18 Расходы на повышение квалификации сотрудников принимать для целей налогообложения прибыли в фактических размерах в составе прочих расходов при соблюдении условий:
    • - плана повышения квалификации;
    • - приказа о направлении на повышение квалификации.

Расходы на рекламу производимых и реализуемых Учреждением работ и услуг, отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. К рекламным расходам, согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, отнести:

  • - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, по радио и прочее);
  • - расходы на наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов, рекламных щитов;
  • - расходы на участие в выставках, экспозициях, на оформление витрин, выставок.
  • 9.19 В состав прочих расходов следует включать представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций. Представительские расходы нормируются в соответствии со ст. 264 п. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, не выше 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
  • 9.20 Расходы на ремонт основных средств включать в прочие расходы, связанные с производством отчетного (налогового) периода, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат на основании счетов-фактур, актов выполненных работ.
  • 9.21 Распределение косвенных расходов производить пропорционально источникам финансирования согласно ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В целях налогообложения прибыли расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, расходы на капитальный и текущий ремонт учитывать пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

При составлении пропорции источников финансирования в налоговом учете учитывать начисленные доходы. К налоговому учету принимать только ту сумму косвенных расходов, которая не превышает сумму расходов, рассчитанную согласно пропорции. Сумму превышения косвенных расходов, относящихся к предпринимательской деятельности, которые рассчитаны пропорционально источникам финансирования, над расходами, уменьшающими доходы от предпринимательской деятельности в целях налогообложения, отнести за счет прибыли Учреждения после уплаты налога на прибыль.

Налоговый учет данных расходов вести в отдельном налоговом регистре. Списание косвенных расходов производить на счета ежеквартально.

  • 9.22 Не учитывать при определении налогооблагаемой базы расходы, поименованные в ст. 270 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.23 Сумму превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности до исчисления налога на прибыль не направлять на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов.
  • 9.24 Руководствуясь п. 3 ст. 286 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивать исчисленный по результатам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев) квартальный авансовый платеж, а налог на прибыль, исчисленный по итогам налогового периода (год), уплатить (зачесть) с учетом ранее выплаченных авансовых платежей.
  • 9.25 Руководствоваться порядком фактической уплаты налога на прибыль и авансовых платежей, который определен ст. 287 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Уплачивать авансовые платежи не позднее срока подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев). Соответственно уплачивать налог, исчисленный и подлежащий уплате по итогам налогового периода (год), не позднее срока подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период согласно ст. 289 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.26 Налоговые ставки применять в соответствии с п. 1 ст. 284 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 9.27 После уплаты налога на прибыль средства от деятельности приносящей доход использовать в соответствии с установленным порядком.
  • 10. Учетная политика для целей налогообложения транспортным налогом.
  • 10.1 В соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог» и региональным Законом «О транспортном налоге» формировать налогооблагаемую базу исходя из наличия всех транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке.
  • 10.2 Для целей настоящего пункта включать в налогооблагаемую базу транспортные средства, находящиеся на ремонте и подлежащие списанию, до момента снятия транспортного средства с учета или исключения из государственного судового реестра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 11. Учетная политика для целей налогообложения налогом на имущество организаций.
  • 11.1 В соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» формировать налогооблагаемую базу следует согласно статьям 374, 375 гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 11.2 Налоговая ставка должна применяться в соответствии с законодательством региона.
  • 11.3 Уплачивать налог и авансовые платежи по налогу на имущество в региональный бюджет по месту нахождения головной организации в порядке и сроки, предусмотренные ст. 383 гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 12. Учетная политика для целей налогообложения земельным налогом.
  • 12.1 В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» формировать налогооблагаемую базу следует согласно статьям 390, 391, 392 гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 12.2 Налоговая ставка должна применяться в соответствии с законодательством региона.
  • 12.3 Уплачивать налог и авансовые платежи по земельному налогу в бюджет по месту нахождения земельных участков в порядке и сроки, предусмотренные ст. 397 гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 13. Обеспечить экономическую обоснованность расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при формировании смет по отдельным видам деятельности, включая внереализационные операции.
  • 14. Предусмотреть при формировании смет всех видов деятельности приносящей доход покрытие убытков, не обеспеченных источниками финансирования, за счет собственных средств Учреждения. Убытки, полученные от деятельности обслуживающих производств и хозяйства, погашать для целей налогового учета в соответствии со ст. 275.1 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 15. Возложить персональную ответственность за организацию и функциональное управление по платным услугам, предпринимательской деятельности, а также за экономически обоснованным расходованием доходов от этой деятельности на:

должностное лицо - за реализацией целевых договоров;

должностное лицо - за контроль в сфере платных услуг;

должностное лицо - за контроль в сфере производственно-хозяйственной деятельности, сдачи в аренду имущества;

должностное лицо - за экономическую обоснованность по всем видам внебюджетной деятельности;

16. Изменения в приказ об учетной политике вносятся на основании ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при изменении законодательства о налогах и сборах и применяются не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Налогоплательщик должен применять с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств:

Изменение применяемых методов учета;

Существенное изменение условий деятельности организации;

Изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.

Изменение учетной политики по НДС возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Для налога на прибыль организаций никаких конкретных сроков не установлено.

Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Обратите внимание! Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Учетная политика по налогу на прибыль

Порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль предусматривает большое количество различных вариантов. Следовательно, любое предприятие может разработать для себя учетную политику в части налогообложения прибыли, полностью учитывающую нюансы своей деятельности. Рассмотрим некоторые элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли.

Оценка незавершенного производства

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Таким образом, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

В ст. 319 НК РФ не прописаны правила оценки незавершенного производства. В настоящее время налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять в течение не менее двух налоговых периодов. Таким образом, организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

Так, в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организациям предоставлено право выбора способа оценки незавершенного производства в зависимости от их производственных или технологических особенностей:

По фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

По прямым статьям затрат;

По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным расходам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения прибыли должен закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации.

Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. 8 ст. 254 НК РФ:

По стоимости единицы запасов (товара);

По средней стоимости;

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Обратите внимание: налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но никак не раскрывает их содержание. Поэтому правила расчета стоимости товаров, сырья и материалов указанными методами следует искать в нормах бухгалтерского учета, а именно в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Однако в соответствии с Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н с 1 января 2008 г. метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01. Получается парадоксальная ситуация: метод ЛИФО есть в НК РФ, но никак там не расшифровывается. В других отраслях законодательства теперь расшифровки этого метода нет. Поэтому пока нужно пользоваться отмененной в бухгалтерском учете расшифровкой.

Амортизация

В п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрены два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

По зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, амортизацию можно начислять только линейным методом. Это правило закреплено в п. 3 ст. 259 НК РФ. В восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет.

По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

В настоящее время метод начисления амортизации можно изменять. Изменение допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

По всем амортизируемым объектам компании должна использоваться единая методика начисления амортизации (за исключением восьмой - десятой амортизационных групп).

Однако в первую очередь налогоплательщик должен решить, будет ли он пользоваться амортизационной премией.

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно). Эта возможность предоставлена и для расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Не применяется такое правило в отношении имущества, полученного организацией от учредителей, и в отношении основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом.

Если вы решитесь применить амортизационную премию в отношении лизингового имущества, то право на это придется доказывать через суд (см. Письмо Минфина России от 03.03.2008 N 03-03-06/1/132 и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А33-5298/07-Ф02-8011/07 по делу N А33-5298/07).

Если налогоплательщик будет пользоваться амортизационной премией, он должен зафиксировать это в налоговой учетной политике. Там же следует установить и ее процент - не более 10%.

Кроме того, согласно Письму Минфина России от 17.11.2006 N 03-03-04/1/779 организация вправе закрепить в учетной политике положение, согласно которому амортизационная премия может применяться в отношении только основных средств, отвечающих определенным критериям (например, первоначальная стоимость которых превышает 1 млн руб.).

Порядок применения линейного метода амортизации прописан в ст. 259.1 НК РФ.

Суть линейного метода состоит в том, что сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Это самый простой (хотя не самый экономически выгодный) способ амортизации. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Особенности применения нелинейного метода амортизации прописаны в ст. 259.2 НК РФ. Этот способ позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При применении данного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу).

Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию.

Приобретенные компанией основные средства, бывшие в употреблении, в целях определения суммарного баланса учитываются в составе амортизационной группы или подгруппы, куда они были включены у предыдущего собственника.

Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе, не определяются налогоплательщиком самостоятельно. Они прямо установлены в ст. 259.2 НК РФ.

Выбор налогоплательщика не ограничен только двумя методами начисления амортизации.

В приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения организация может предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Они делятся на повышающие и понижающие.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, но не выше 2 в отношении:

Амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;

Собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

Собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств:

Являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга);

Используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

В п. 4 ст. 259.3 НК РФ содержится положение, допускающее начисление амортизации по пониженным нормам по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации.

Обратите внимание! Обязательные пониженные нормы амортизации для дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с 1 января 2009 г. отменены.

В учетной политике также нужно разобраться с амортизацией имущества, которое уже было в употреблении.

Если компания использует линейный метод начисления амортизации, возникают два возможных варианта определения ее нормы:

По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками;

По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками.

Формирование резервов

НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность регулировать сумму исчисляемого налога на прибыль организаций с помощью создания резервов. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде величину своих налоговых расходов, тем самым перенося уплату части налога на прибыль на будущее.

Номинальная величина налоговых платежей остается неизменной, меняются лишь сроки уплаты налога на прибыль организаций: они передвигаются на следующие отчетные периоды. При этом экономический интерес для налогоплательщика представляет эффект уменьшения покупательной способности денег с течением времени. Дело в том, что покупательная способность одной и той же суммы денег в предыдущий момент времени, как правило, больше, чем в последующий, поэтому чем позже организация перечисляет свои средства в виде налогов в бюджет, тем меньше она несет реальных финансовых потерь.

Таких резервов в налоговом учете несколько:

По сомнительным долгам;

По гарантийному ремонту;

По ремонту основных средств;

На оплату отпусков и вознаграждений;

Предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

У всех "налоговых" резервов есть несколько общих черт.

Во-первых, возможность создания резервов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Во-вторых, правом формировать указанные резервы наделены только предприятия, использующие для расчета налога на прибыль организаций метод начисления.

В-третьих, если компания приняла решение о создании резерва, весь порядок его формирования необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.

В-четвертых, чтобы избежать проблем с расчетом разнообразных временных разниц, целесообразно создавать резерв одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете по правилам налогового законодательства, т.к. конкретного порядка формирования резервов в бухгалтерском учете нет.

Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать один из трех методов списания на расходы в целях налогообложения стоимости выбывших ценных бумаг:

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

По стоимости единицы.

Выбранный метод закрепляется в налоговой учетной политике (п. 9 ст. 280 НК РФ).

Эти методы относятся к ценным бумагам, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

Однако необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, метод списания в налоговые расходы стоимости выбывших ценных бумаг по стоимости единицы можно применять, только если организация может точно идентифицировать реализуемые ценные бумаги:

Или они обладают индивидуально-определенными признаками;

Или система учета и условия сделки позволяют организации установить, какие конкретно из имеющихся у нее ценных бумаг реализуются, и она может определить стоимость именно этих ценных бумаг.

Во-вторых, метод ФИФО можно применять только в отношении аналогичных ценных бумаг, т.е. сопоставимых по виду, условиям обращения и виду дохода. Другими словами, к ним применима одна рыночная котировка (средневзвешенная цена бумаг).

Средневзвешенной считается цена одной ценной бумаги определенного эмитента, вида, категории (или типа), определяемая как частное от деления общей суммы всех сделок с указанной ценной бумагой, совершенных через организатора торговли за определенный период времени, на общее количество ценных бумаг по указанным сделкам.

Это приводит к тому, что при совершении операций с ценными бумагами налогоплательщик может выбрать метод ФИФО, только если у него имеются не менее двух ценных бумаг одного эмитента, одного вида и одной категории.

Для определения рыночной цены акции у налогоплательщика есть два пути:

Пригласить оценщика.

Если организация выбирает путь самостоятельной оценки, используемый метод должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика. Но метод должен быть не любой, а предусмотренный законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, несмотря на предоставленную свободу выбора, организациям все же стоит использовать метод оценки по стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на одну соответствующую акцию. Этот метод оценки наиболее простой. Другой метод - на основе прогноза будущих доходов предприятия-эмитента - намного сложнее. И квалифицированно применить его налогоплательщику без привлечения специалиста-оценщика будет весьма затруднительно.

Метод признания расходов в виде процентов по кредитам и займам

Выбор в данном случае предоставлен налогоплательщику положениями ст. 269 НК РФ.

Вариантов признания расходов два.

Во-первых, расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Если организация перешла на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, за отчетный период принимается не квартал, а месяц.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения. В свою очередь, существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях.

Поскольку критерии сопоставимости, перечисленные в ст. 269 НК РФ, неконкретны, при формировании налоговой учетной политики целесообразно самостоятельно устанавливать четкие границы по каждому из перечисленных критериев. Например, исходя из принципа существенности в размере 5%. Минфин России в Письме от 27.08.2004 N 03-03-01-04/1/20 предупреждает налогоплательщиков: если они не установят в своей налоговой учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств, им не удастся аргументированно доказать, что те или иные долговые обязательства являются сопоставимыми.

Во-вторых, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Под ставкой рефинансирования Банка России понимается:

В отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

В отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей

Налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль, имеет право выбрать один из двух вариантов уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.

Первый вариант заключается в том, что по итогам каждого отчетного или налогового периода исчисляется сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного или налогового периода. В течение же отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке ст. 286 НК РФ.

Второй вариант предполагает, что ежемесячные авансовые платежи будут уплачиваться исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей должно производиться налогоплательщиком исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Перейти на второй способ уплаты авансовых платежей можно только после уведомления об этом налоговой инспекции не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором будет происходить переход на данную систему уплаты авансовых платежей.

Распределение прибыли между обособленными подразделениями

Выбор у налогоплательщика в отношении уплаты налога на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений предоставлен положениями ст. 288 НК РФ.

Во-первых, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, распределение прибыли по каждому из этих подразделений он может и не производить. В этом случае организация должна самостоятельно выбрать обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в региональный бюджет, формируется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта РФ.

Во-вторых, налог по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется из доли прибыли, приходящейся на это подразделение. Доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (или расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.

Налогоплательщику следует сделать выбор: будет он применять показатель среднесписочной численности или показатель расходов на оплату труда. При этом выбранный показатель должен быть неизменным в течение всего налогового периода.

Учет расходов на приобретение прав на земельные участки

Если компания приобретает земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором находятся здания, строения, сооружения или который приобретается для целей капитального строительства объектов основных средств, ей нужно соблюдать требования ст. 264.1 НК РФ.

Для того чтобы расходы на приобретение участка признавались в порядке, установленном ст. 264.1 НК РФ, договор на приобретение земельного участка должен быть заключен в период с 1 января 2007 по 31 декабря 2011 г. (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Для списания сумм затрат на приобретение земельного участка в налоговые расходы законодатели предложили два варианта.

Во-первых, сумма расходов может признаваться налогоплательщиком равномерно в течение периода, установленного им самостоятельно, однако не может быть менее пяти лет. Если же земельный участок приобретается на условиях рассрочки с периодом пять лет и более, расходы признаются равномерно в течение срока, предусмотренного договором.

Во-вторых, сумма расходов может признаваться организацией постепенно. В каждом отчетном или налоговом периоде организация может включать в расходы сумму, не превышающую 30% налоговой базы по налогу на прибыль прошлого налогового периода, до полного признания всей суммы. При расчете налоговая база прошлого налогового периода должна браться без учета суммы расходов на приобретение прав на земельные участки за тот период.

Учетная политика по НДС

Глава 21 НК РФ не дает налогоплательщикам столько же возможностей для выбора вариантов учетной политики, как гл. 25. Тем не менее они есть. Кроме того, налогоплательщикам необходимо задуматься о порядке ведения раздельного учета, если у них есть операции, не облагаемые НДС.

Порядок ведения раздельного учета

Для налоговой политики в части уплаты НДС этот вопрос является главным.

Раздельный учет активов

В ст. 170 НК РФ имеется механизм расчета пропорции для возмещения сумм входного НДС, который относится одновременно как к облагаемым, так и к не облагаемым налогом операциям.

Необходимая для ведения раздельного учета пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых налогом в общей стоимости товаров, работ или услуг, отгруженных за налоговый период. Период для определения пропорции равен налоговому периоду, т.е. кварталу.

При невозможности прямого учета сумм входного НДС, если они одновременно относятся как к облагаемым, так и к необлагаемым операциям, налог принимается к вычету или учитывается в стоимости имущества в той доле, в какой данные активы используются при производстве и реализации товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых налогом.

Порядок расчета пропорции в налоговом законодательстве определен однозначно, без вариантов.

В учетной налоговой политике налогоплательщик должен прописать порядок ведения другого раздельного учета. Налогоплательщик обязан вести учет по следующим направлениям:

По товарам, работам, услугам, используемым только для облагаемых НДС операций;

По товарам, работам, услугам, используемым только для не облагаемых НДС операций;

По товарам, работам и услугам, используемым в обоих видах операций.

Раздельный учет необходим, чтобы отделить один вид товаров, работ или услуг от другого.

Если организация может четко разграничить, какие товары, работы или услуги используются для облагаемых, а какие для не облагаемых НДС операций, для ведения раздельного учета можно использовать данные бухгалтерского учета. Например, в рабочем плане счетов компании можно открыть отдельные субсчета для учета активов, используемых для разных видов деятельности.

Налоговый период

В п. 4 ст. 170 НК РФ сказано: "Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (курсив авт. - А.А.)". О каком налоговом периоде конкретно идет речь, не уточняется.

Может ли налогоплательщик определять рассматриваемую пропорцию для текущего налогового периода по данным, сложившимся за предыдущий налоговый период?

Минфин России возражает против этого. В Письме от 20.06.2008 N 03-07-11/232 сообщается: для определения пропорции при расчете сумм НДС по приобретаемым товарам, работам, услугам, используемым для операций, как облагаемых НДС, так и для не облагаемых, нужно учитывать данные текущего налогового периода. Однако позиция Минфина России ни на чем не основана.

Проблема последующего использования

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат в общем случае суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, входной НДС по приобретенной партии материалов необходимо возмещать единовременно.

Однако очень часто приобретенный материал не используется в производстве сразу же после его приобретения. Что делать в этом случае?

Данный вопрос должен найти отражение в налоговой учетной политике.

Существует три варианта.

Во-первых, налогоплательщик может отложить вычет входного НДС до момента выбытия сырья или материала, потому что только тогда и можно определить, для облагаемой или не облагаемой налогом деятельности они были использованы.

Возможность этого варианта подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.08.2008 N 9726/08. ВАС РФ решил, что НК РФ не содержит требования о принятии к вычету НДС исключительно в периоде принятия активов к учету и о невозможности заявления вычета входного НДС в последующие налоговые периоды.

Единственным ограничением в данном случае является срок давности для предъявления налога к вычету. Он составляет три года с момента окончания налогового периода, в котором входной НДС был предъявлен налогоплательщику.

Во-вторых, можно возместить входной НДС в полном объеме, а потом при необходимости восстановить его часть, которая не может быть возмещена.

Таким образом, компания предъявляет к вычету весь входной НДС, полученный от поставщика, в периоде оприходования активов. А далее при выбытии этого актива для осуществления операций, не облагаемых НДС, восстанавливает соответствующую сумму налога.

Такая возможность подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 24.10.2008 по делу N А35-812/08-С21. ВАС РФ в Определении от 12.02.2009 N ВАС-957/09 поддержал решение суда.

В-третьих, можно просто использовать пропорцию, указанную в п. 4 ст. 170 НК РФ, и в дальнейшем ничего уже не корректировать. Иначе говоря, определить пропорцию исходя из выручки за текущий налоговый период и на основе этой пропорции принять к вычету входной НДС по активам, поставленным на учет в этом же налоговом периоде.

В-четвертых, использовать схему, предлагаемую налоговыми органами: сначала рассчитать условную пропорцию в периоде приобретения активов, распределить на ее основе входной НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС, подлежащего вычету, с абсолютной точностью, подать уточненную налоговую декларацию, рассчитать и заплатить пени.

Наиболее удобны первые два варианта. При этом они имеют судебную поддержку.

Пятипроцентное ограничение

При применении п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщику предоставлено право еще на один выбор.

Дело в том, что организация или предприниматель могут не применять положения данного пункта к налоговым периодам, когда доля совокупных расходов на производство товаров, работ, услуг или имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. И при этом все суммы входного НДС, полученного в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

Обратите внимание! Применение данного положения является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Разные налоговые ставки

В налоговом законодательстве по НДС используются три различных налоговых ставки - в размере 0, 10 и 18% (ст. 164 НК РФ).

Ставкой в размере 0% могут воспользоваться российские компании - экспортеры, а также налогоплательщики, оказывающие услуги или выполняющие работы, непосредственно связанные с экспортом.

В остальных случаях применяются ставки в размере 10 и 18%.

Когда налогоплательщик одновременно занимается экспортными операциями и операциями на внутреннем рынке, ему необходимо вести раздельный учет входного НДС.

В данном случае все операции налогооблагаемые, только ставки по ним разные. Поэтому порядок ведения раздельного учета, прописанный в п. 4 ст. 170 НК РФ, здесь неприменим.

В то же время никакой другой строго установленный порядок для данного случая в налоговом законодательстве не предусмотрен. Следовательно, порядок ведения раздельного учета налогоплательщик должен прописать в налоговой политике.

Например, в п. 10 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, работам, услугам и имущественным правам, приобретенным для производства или реализации товаров, работ и услуг, операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Ситуации, когда товары, работы или услуги изначально приобретаются только для использования в операциях, облагаемых по ставкам 10 или 18%, или для операций, облагаемых по ставке 0%, встречаются редко.

Как правило, приобретенные товары, работы и услуги одновременно используются и для операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, и для операций, облагаемых по другим ставкам.

В этой ситуации налогоплательщику необходимо распределять входной НДС по видам операций.

Как распределять входной налог? Теоретически не запрещены практически любые способы ведения раздельного учета, например:

Исходя из фактических затрат на реализованную продукцию;

Исходя из процентного отношения отгруженной на экспорт продукции к ее общему объему;

Пропорционально отношению стоимости товаров, отгруженных на экспорт, к общей стоимости отгруженных товаров.

Это три основных варианта. Однако могут быть и более сложные схемы.

Например, входной НДС, непосредственно относящийся к экспортным операциям, распределяться не будет, а вот входной НДС по затратам, которые производятся в интересах деятельности всей компании в целом, будет распределен по заранее избранному организацией критерию.

То, что налогоплательщик в данной ситуации волен в выборе механизма распределения, подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2008 N Ф04-5168/2008(10379-А03-25) по делу N А03-11860/07-34. Решение этого суда было поддержано Определением ВАС РФ от 09.04.2009 N 658/09.

Таким образом, организация имеет право разработать механизм распределения входного НДС, который будет в максимальной степени учитывать ее особенности и, соответственно, окажется максимально удобным или выгодным.