Понятие воображение. Значение воображения. Психология воображения В процессе воображения новые образы

Как субъект действия человек не только созерцает и позна­ет, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совер­шать, если бы не представлял себе ясно результата своих дейст­вий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобра­зовывать его мысленно, в представлении.

Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи, которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем вос­производим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи. Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такое умение строить новые об­разы называется воображением. Процесс воображения проявляет­ся в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыс­лей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение противопоставляется в жизни человека про­цессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Обра­зы воображения отличаются от образов восприятия и представ­лений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался. Это могут быть события, фак­ты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, же­лаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто но­вое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются в во­ображении глубокой модификации, преобразованию.

Воображение является одной из фундаментальных характе­ристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В.Ильенков так определял роль воображения в жизни челове­ка: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при­надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, уни­версальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» .

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельно­сти человека; кроме связи воображения с памятью оно тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Так, восприятие произве­дений живописи становится более содержательным, эмоциональ­ным, когда в нем участвует воображение.

Тесные связи существуют между воображением и мышлени­ем. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом и на этой основе пытается проникнуть в сущность соответствую­щих фактов, явлений. И в этом ему помогает не только мышле­ние и память, но и воображение, которое проявляется в воссоз­дании целостного образа, восполняющего недостающие элементы. Как отмечает А.В.Петровский, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика: «Цен­ность воображения состоит в том, что оно позволяет принять ре­шение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутст­вии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышле­ния. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат» .

На основе деятельности воображения человек может предви­деть ход развития событий, изменение явлений, течение про­цесса, может предвидеть результаты своих действий, поступков, а в речевом общении - то, какое влияние будет оказывать его речь на собеседника, и то, что скажет и сделает в ответ собесед­ник. Воображение играет огромную роль не только в преобразо­вании человеком окружающего мира, но и самого себя.

Воображение облегчает процесс создания и реализации про­грамм самовоспитания; позволяет увидеть результаты соответст­вующих действий и поступков и на этой основе пережить буду­щее, как настоящее. И чем ярче образы воображения, тем силь­нее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функ­ция. Анализируя воображение как фактор поведения, его ориен­тированность на будущее, психолог Р.Г.Натадзе пишет: «Вообра­жение преодолевает неясность, неопределенность, заполняет пробелы и детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая соответствующие образы, влияет на наше поведение, рисуя привлекательность, или, наоборот, отталкивающие момен­ты этого будущего» .

Виды воображения. Различие видов воображения произво­дится по степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов. В зависимости от этого различают непро­извольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение (рис.27),


При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребно­стей, влечений, установок. Такое воображение работает, как пра­вило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и т.п.

Произвольное воображение представляет собой процесс пред­намеренного построения образов в связи с сознательно постав­ленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида во­ображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное (активное) воображение возникает в ран­нем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, машиниста, шо­фера, доктора и т.д.). Необходимость правильно построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует ак­тивной работы воображения. Кроме того, надо воображать не­достающие предметы и саму ситуацию игры. В такого рода дея­тельности и происходит развитие воображения.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое . Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплоще­ны в определенных предметах культуры. Воссоздание образа мо­жет происходить на основе словесного описания, восприятия изо­бражений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам непосредственно не воспринимал, но что ему сообщают другие люди (речью, черте­жами, схемами, знаками и т.д.). Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить рас­шифровка сигналов, символов, знаков. Например, инженер, рас­сматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает об­раз той машины, которая «зашифрована» условными обозначе­ниями. Строитель по проекту воссоздает образ того строения, которое существует пока в виде чертежей и описаний.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение играет важ­ную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обменивать­ся опытом, без чего немыслима их совместная жизнь. Оно по­могает каждому человеку овладеть опытом и достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности . Творческое воображение - это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или услов­ное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта все направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности, конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они по­вседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в замести­теля действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Психологические механизмы воображения . Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображе­ны, изменены, соединены в необычных сочетаниях : В этой осо­бенности новых образов и представлений психологи усматрива­ют основной механизм работы воображения. Сущность вообра­жения заключается в способности подмечать и выделять в пред­метах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы вообра­жения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе пере­носа функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и фор­мы сложенных ладоней на другой материал - на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил но­вую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения по­требностей. Психологически в основе всякого изобретения ле­жит работа воображения, умение отделить одни свойства пред­метов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображе­ния? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

В психологии хорошо известна такая характерная черта об­разов и представлений об окружающем, как их гибкость и дина­мичность. «Образы, - писал С.Л.Рубинштейн, - являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динами­ческие образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на на­ших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформи­руется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий... Образ-представление по своей при­роде лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся обра­зование. Поэтому оно легко поддается преобразованию» . Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает ре­продуктивное воображение), то в какой-то момент он может пе­ренести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые са­ми по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и за­ключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на дру­гой образ . Если перенесенные свойства (или функции), включен­ные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то но­вый образ так и остается образом воображения (например, кен­тавр, дракон, сфинкс и т.п.).

Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра-самолета. Люди отделили способность к полету от тела самих птиц и перенесли ее на другой предмет - на ковер. Это сказочный образ потому, что он не учитывал условий, при которых ковер мог бы действительно летать. Он оказался не тем предметом, в котором могла бы осуществиться переносимая на него способность птиц к полету. Но само воображаемое перенесе­ние способности птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту. В случае предметной реализации переносимых свойств или функций человек действительно создает новую вещь.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них является комбинирование - сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых , более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не ме­ханическое сочетание сторон разных предметов, а процесс суще­ственного преобразования элементов, из которых строится но­вый образ.

Перенос свойств одного образа в другой делает его разно­родным. В свете требований этого нового для него свойства не­обходимо превратить такую разнородность в новую однород­ность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютина­ция - создание новых образов на основе «склеивания» представле­ний . Наоснове агглютинации были созданы мифологические об­разы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и го­ловой быка), Пегас; сказочные образы - русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в техни­ке: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Другим приемом воображения является акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преоб­разования существенных особенностей предмета или явления. Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

Т е м а 5

ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование?

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является пере­работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо­жет (слепой от рождения не может создать цветовой об­раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес­кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности;

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че­ловека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при­надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от жи­вотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусст­ве... Без силы воображения невозможно было бы даже перей­ти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дид­ро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыс­лящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».



При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким за­конам осуществляется их построение?

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1 . Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от­крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд­ливо сочетаются всновидениях, они рождаются непред­намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен­но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го­ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна­ние как бы отступает на задний план, так как прекра­щают работать те участки головного мозга, которые ве­дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв­ляются:

Чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

Невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

Явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду­мает о нем, и вот его образ - во сне.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове­ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело­века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить­ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари­аций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сно­видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла­сия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра­зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об­раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро­сился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, про­исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже­ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро­вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре­следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе­циальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер­ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред­ставляется давно умерший родственник, он разговарива­ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоциональ­ного потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психичес­ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний -чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про­сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика­зывающими», в результате чего человек совершает не­ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи­ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень­шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за­манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге­роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу­ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес­ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель­ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»

Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь­шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо­стающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб­ражения служит изучение географических карт. К. Паустов­ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь­ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони­кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро­изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе­мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз­ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж­дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове­дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про­сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш­кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно­сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля­ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея­ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно­душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по­ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде­але выражается тенденция развития личности.

Еще один вид творческого воображения -фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает­ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от­носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко­торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика -результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще­ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко­торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи­нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась меч­та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време­ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на­конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз­никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой­чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре­красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч­тают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа­но с развитием личности в целом. Воображение можно тре­нировать и развивать, как любую сторону психической де­ятельности человека. Воображение развивается прежде все­го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо­чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

Психологические механизмы воображения

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания.

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учи­тываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по­лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Мино­тавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро­сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен­ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талант­ливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наи­более характерных особенностей людей и включения «во­ображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал А.М. Горький. - Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут определенно како­го-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это -обобщенные типы».

Индивидуальные особенности воображения определя­ются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: неле­пица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

Мышление и речь

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек род­нится с древними мыслями, с теми, что сложились в го­ловах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обре­тает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только бла­годаря языку».

В системе языка за каждым словом исторически закреп­лено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользу­ясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда об­лекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышле­ния может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по­могает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тща­тельного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понят­ным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основа­тельном обдумывании. Подбор слов и выражений, необхо­димых для сообщения, побуждает нас вдумываться в дета­ли мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является луч­шим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных язы­ках. Одно и то же слово может выражать разные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это си­нонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, гра­ница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отраже­ние действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает не­разрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Физиологические механизмы собственно речи - это второсигнальная деятельность коры, которая является слож­ной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение - это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и представлений психологи усматривают основной механизм работы воображения. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал - на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Психологически в основе всякого изобретения лежит работа воображения, умение отделить одни свойства предметов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность. "Образы, - писал С. Л. Рубинштейн, - являются нестатичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию". Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает репродуктивное воображение), то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ. Если перенесенные свойства (или функции), включенные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.).

Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра-самолета. Люди отделили способность к полету от тела самих птиц и перенесли ее на другой предмет - на ковер. Это сказочный образ потому, что он не учитывал условий, при которых ковер мог бы действительно летать. Он оказался не тем предметом, в котором могла бы осуществиться переносимая на него способность птиц к полету. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту. В случае предметной реализации переносимых свойств или функций человек действительно создает новую вещь.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них является комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Перенос свойств одного образа в другой делает его разнородным. В свете требований этого нового для него свойства необходимо превратить такую разнородность в новую однородность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка). Пегас; сказочные образы - русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Другим приемом воображения является акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления.

Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

6. Психология внимания

В предисловии к "Хрестоматии по вниманию" ее редакторы А. А. Пузырей и В.Я Романов пишут: "Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания".

Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к юридической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое юристами для объяснения особенностей показания свидетелей. Пожалуй, лишь понятие "интерес" употребляется так же часто, как и понятие "внимание". Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Как и восприятие, память и мышление, процессы воображения имеют аналитико - синтетический характер. Создавая новые представления, человек объединяет отдельные элементы разных образов предметов в новых комбинациях.

Этим способом часто пользуются писатели, художники, ученые, изобретатели. Например, русский писатель Лев Толстой (1828-1910) писал, что образ внешности Наташи Ростовой возник у него путем сочетания черт близких ему людей: «Я взял Соню, перетовк с Таней и вышла Наташа» (Соня - жена писателя, а Таня - ее сестра).

Однако комбинирования является не просто перемещением или перегруппировкой элементов, не механическим сочетанием свойств различных объектов, как считали представители ассоциативной психологии, а результатом сложной аналитико - синтетической деятельности, что имеет своим следствием новый целостный образ, в котором элементы преобразовано и обобщенно.

Создание образов воображения происходит различными способами, приемами. Самым простым является агглютинация (лат. agglutinatio - склеивание) - механическое соединение в новом образе элементов и свойств, которые в повседневной жизни не сочетаются. Таким был путь создания древних мифических образов, сочетающих части тела человека и животного или птицы: кентавр, русалка, крылатый конь Пегас и др..

Агглютинацию используют не только в фольклорной творчества, но и в технике. Примером может служить троллейбус, в котором сочетаются свойства автобуса и трамвая, аккордеон (пианино и баяна), гидросамолет (лодки и самолета) и др..

Гиперболизация (гр. hyperbole - преувеличение) - увеличение предмета или количества его частей. Она широко используется в литературе, фольклоре, при создании дружеских шаржей. Примером гиперболизации является великан Гулливер, семиглавая змей и т.п..

Литота (гр. litotes - простота) - умышленное уменьшение предмета, недосказанность. С ее помощью созданы сказочные образы девочки Дюймовочки, мальчика - пальчик, гномов и т.д.. Увеличение и уменьшение размеров не случайны, а всегда мотивированы. С одной стороны, внешность великана, грандиозные размеры, физическую силу используют для яркого передачи определенного качества. С другой стороны, ум, смекалку и бесстрашие проявляют себя ярче благодаря контрасту с внешностью.

Обострение - подчеркивание определенной части или определенной свойства образа. Используется при создании дружеских шаржей и карикатур.

Схематизация - формирование образа воображения, во время которого представления сливаются, различия между ними стираются, а черты сходства выступают на первый план. Его используют, в частности, в декоративной творчества при создании разнообразных орнаментов, элементы которых взяты из растительного мира.

В художественной литературе, живописи, скульптуре используется и типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение его в конкретном образе.