Путин: фскн и фмс переходят к мвд, создается национальная гвардия. Правительство передает полиции имущество фскн и фмс

Эксперты оценили возможные последствия объединения силовых ведомств

Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) могут лишить самостоятельности из-за финансового кризиса. С инициативой по возвращению этих служб в МВД выступил, по некоторым данным, Минфин. Окончательное же решение может быть принято президентом РФ уже в ближайшее время.

По мнению экспертов «МК», эта реформа может решить не только финансовые проблемы, но и улучшить оперативную работу.

Инициатива по расформированию служб стала актуальной в условиях кризиса. Таким образом планируется оптимизировать расходы бюджета на 30 млрд. рублей. При этом, предлагается уволить 27 тысяч аттестованных наркополицейских, а оставшихся 7 тысяч оперативников перевести в подразделения МВД. В случае же расформирования ФМС на работу в МВД могут перейти от 20 до 40 тысяч работников службы. Сотрудников ФСКН планируется перевести в уголовный розыск, а сотрудников ФМС - в состав нового паспортно-визового управления МВД.

При этом проблемами трудовой миграции будет заниматься Минтруда, а контролем за легальным оборотом наркотиков займется Минздрав.

Эксперты «МК» в целом восприняли эту новость положительно. По их мнению, у при существующей критике, у этой инициативы больше плюсов.

Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ:

Я поддерживаю эту инициативу, потому что считаю это решение абсолютно правильным. На сегодняшний день к чему привело разделение этих структур?Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое — оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС — тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно. К тому же тут есть дополнительные плюсы - у самих сотрудников ФСКН и ФМС при их переходе в МВД увеличится зарплата, а МВД преодолеет острую нехватку кадров — сегодня там не хватает участковых, сотрудников ППС, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями. Но очень важно, чтобы при переходе не были прекращены те оперативные разработки, что уже ведутся и чтобы не потеряли работу профессиональные сотрудники. Чтобы не получилось так, что карьеристов и тех, кто заботится больше о себе, а не о работе — возьмут, а тех кому собой особо некогда заниматься — не возьмут. Это будет беда. Что касается возможного сокращения МВД, то этого, на мой взгляд, допускать нельзя ни в коем случае. Там и сегодня участковые «зашиваются», а ППС на улицах почти не видно.

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции:

В этой затее есть как плюсы, так и минусы. Основной положительный момент заключается в том, что службы в составе МВД будут работать более оперативно. К примеру, у тех же участковых есть вся информация по нелегальным мигрантам. Тоже самое касается и наркотиков — у оперативников также немало информации по местным наркоманам.

Ведь почему в постсоветское время из состава МВД убрали ФСКН, ФМС, ФСИН, пожарных? Это было сделано для того, чтобы снизить уровень коррупции. В советское время МВД было неким монстром, который работал очень слаженно и результативно. КГБ в свою очередь отслеживал коррупционные связи в этом ведомстве. Стоит отметить, что КГБ отлично справлялся с поставленной задачей — брали всех нечистых на руку — и родственников высокопоставленных чиновников, и простых сотрудников.

Что сейчас? В МВД создали свою службу безопасности для борьбы с коррупцией. Но по моему мнению эта служба занимается не отловом нечестных полицейских, а избавлением от неугодных. Я боюсь, что при слиянии ФСКН и ФМС с МВД коррупция зацветет буйным цветом. Выход из этой ситуации — УСБ подчинить напрямую министру внутренних дел или переподчинить ФСБ. Тогда действительно начнут бороться с коррупцией и сажать.

Кстати, обратите внимание, наверняка эти разговоры о переходе ФМС и ФСКН в МВД обсуждались в верхах и раньше. Ведь неспроста эти ведомства последнее время стали так активно работать и проявлять себя. То ФМС с инициативой выйдет, то ФСКН со спайсами бороться начинает.

Слухи про объединение ФМС и МВД возникли уже давно, однако теперь они стали реальностью. В соответствии с указом №156 от пятого апреля 2016 года (указ президента о присоединении ФМС к МВД) данная служба прекратила свое существование в качестве отдельного ведомства, а миграционные вопросы были делегированы МВД.

Передача ФСКН и ФМС в МВД

Взглянем подробнее на ситуацию, чтобы предположить, что будет с ФМС после переподчинения МВД.

Из текста указа сложно понять, какова будет дальнейшая судьба этой службы. Рассмотрим часть указа, затрагивающего ФМС:

1. Ликвидировать Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотической продукции и ФМС.

2. Делегировать МВД РФ:

3. Определить, что МВД РФ представляет собой:

  • а) федеральный орган исполнительной власти, который специализируется на выработке и исполнении политики государства и нормативно-правовом регулировании в области внутренних дел, контроля за оборотом психотропных средств, наркотиков, в миграционной сфере, а также правоприменительные функции в области федерального надзора в упомянутых сферах;
  • б) правопреемника ликвидируемых ФМС и Федеральной службы РФ в области контроля за оборотом наркотических средств, включая обязанности, появившиеся как результат исполнения решений суда. …..

5. Закончить осуществление мероприятий организационно-штатного характера, которые касаются реализации данного указа, до первого июня 2016 года.

Таким образом, ликвидируемая ФСКН попросту сменила вывеску, чего нельзя сказать о ФМС.

Сотрудники ФМС после присоединения к МВД

Выходит, что сокращение штата данной службы коснется тридцати процентов ее сотрудников (неплохо, если не сократят рядовых работников, которые напрямую работают с гражданами), а работники ФМС будут продолжать исполнение возложенных на них обязанностей до окончания мероприятий, которые предусматривает данный указ о передаче ФМС в МВД.

С какими же «новостями» и «неожиданностями» придется столкнуться иностранцам в нашей стране?

Функции ФМС в МВД: что ожидает уже бывшую ФМС в 2016 году?

Здесь возможны два ключевых варианта:

1. Немногие вспомнят, что ранее ФМС была частью МВД, и лишь в 2004 году ее выделили в самостоятельную структуру, которая объединила отделения паспортно-визовой службы и отделения, занимающиеся вопросами миграции МВД РФ.

Поэтому не исключено, что данная служба сохранит свой прежний вид, однако теперь она будет находиться в составе управления при МВД России, занимающегося миграционными вопросами.

Если говорить о нормативной базе, то ранее, когда вопросами миграции занималось МВД, применялись инструкции данного министерства, включая вопросы ВНЖ, гражданства и РВП.

Вероятно, что запланирован полный пересмотр нормативных документов ФМС, после чего ее акты будут заменены на новые, утвержденные МВД.

Кроме того, есть вероятность, что после слияния ФМС и МВД, МВД ужесточит требования, приведенные в своих инструкциях и приказах в сфере миграционной политики, что потребует еще большего количества документов, кроме тех, что предусматривает законодательство.

Несмотря на это, хочется быть оптимистом и верить, что меры будут более человечными, а не наоборот.

2. МВД сохранит за собой «разрешительные» функции, т.е. будет заниматься вопросами регистрации, миграционного учета, соблюдения визового и паспортного режима.

Кроме того, сотрудники министерства будут контролировать режим пребывания иностранных граждан. МВД опять станет оформлять ВНЖ, гражданство и РВП, а вопросы разрешений на работу и патентов перейдут к местным властям.

Какова будет судьба Константина Ромодановского? Займет ли он место заместителя министра МВД, станет ли главой основного управления, занимающегося вопросами миграции МВД РФ после перехода ФМС в МВД?

На данный вопрос ответа нет, и решение нужно будет принять российскому президенту, о чем сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Причины ликвидации ФМС в 2016 году

Актуальным остается другой вопрос: какова причина упразднения ФМС?

На него смог ответить Дмитрий Песков. Смысл ответа пресс-секретаря – формирование отдельной структуры, которая занимается миграционными вопросами, вначале было поддержано российскими властями.

Однако все оказалось совершенно не так, как прогнозировало российское правительство – ФМС не удалось справиться с потоками мигрантов, частично потому, что она не имела полномочий для розыска и задержания нелегальных мигрантов.

В итоге служба была вынуждена обращаться за помощью к коллегам из МВД, а полицейские были не заинтересованы в помощи ФМС, поскольку полиция и так занята своими делами.

В связи с этим чиновники из ФМС регулярно говорили, что ФМС должно быть позволено вести оперативно-розыскную деятельность. Также речь шла о том, чтобы позволить инспекторам ношение оружия. Впоследствии правительство приняло решение, что создание специальной «миграционной полиции» является чересчур «дорогим удовольствием», и решило попросту сделать так, как было ранее. Фактически власти признали свою неудачу с созданием отдельной миграционной структуры.

Принципы работы ФМС в переходный период

На вопросы о работе с гражданами после того, как ФМС передали МВД ответила пресс-служба упраздняемой организации. В письме сообщалось, что на сегодняшний день каждое отделение ФМС РФ функционирует в обычном режиме, продолжая предоставлять государственные услуги жителям согласно графику приема, не смотря на то, что сейчас ФМС в структуре МВД.

04.05.2016

Спустя 13 лет МВД вернула себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы - увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как сообщал РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу - по противодействию обороту наркотиков - ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения в докладе, посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН - крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», - подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского - выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое - выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», - пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», - добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия - дознание, допрос, оперативная работа - сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские - участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

Ликвидация упраздненных президентом РФ Владимиром Путиным Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) завершится к концу года. При этом в МВД, которому переданы функции обеих служб, перейдут около 30 крупных объектов, в том числе институты, медицинские учреждения и санатории. Решения по кадровым вопросам, связанным с расформированием ФМС и ФСКН и созданием в МВД соответствующих структур, будут приняты, как ожидается, в самое ближайшее время.


Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал правительственные постановления о передаче в ведение МВД РФ организаций, входивших ранее в системы ФМС и ФСКН. Ликвидационные мероприятия по упразднению обеих структур должны быть завершены до 31 декабря этого года включительно. Ликвидационные комиссии в упраздненных ведомствах возглавят заместитель директора ФМС Николай Смородин и заместитель начальника международно-правового департамента, начальник договорно-правового управления ФСКН генерал-майор Валерий Зиновьев.

Правительственные постановления были изданы во исполнение указа президента России от 5 апреля этого года. Напомним, в тот день Владимир Путин провел масштабную реформу правоохранительной системы. Была создана Федеральная службы национальной гвардии РФ, к которой отошли из МВД внутренние войска, спецназ, ОМОН, вневедомственная охрана, авиация и некоторые другие структуры. Кроме того, президент упразднил ФСКН и ФМС, передав их полномочия МВД, где уже назначены руководители создаваемых главных управлений по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно правительственным постановлениям, МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС. Среди них — более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП "Паспортно-визовый сервис", а также научно-исследовательский центр ФСКН в Москве, несколько институтов, санатории в Подмосковье, Калининградской области, Краснодарском крае и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Что касается остального имущества, которое до сих пор находилось в ведении ФМС и ФСКН (в том числе и помещений, которые занимали подразделения обеих служб), то после его инвентаризации, на которую отводится два месяца, МВД и Росимущество совместно определят список объектов, которые получит полицейское ведомство. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.

Что касается кадровых вопросов, связанных с расформированием ФСКН и ФМС и созданием соответствующих структур в МВД, то их решение ожидается в самое ближайшее время. Напомним, указом президента РФ от 5 апреля предписывается завершить проведение организационно-штатных мероприятий до 1 июня 2016 года. При этом, говорится в документе, МВД передается штатная численность упраздняемых служб с учетом сокращения количества сотрудников ФМС на 30%. Кроме того, в указе оговаривается, что при переходе в МВД сотрудник наркополиции вправе рассчитывать максимум на звание полковника, тогда как в ФСКН служили десятки генералов.

Как предполагают опрошенные "Ъ" сотрудники МВД, основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента России, который установит предельную численность как национальной гвардии, к которой перешла часть структур МВД, так и самих органов внутренних дел. Исходя из этих цифр уже можно будет говорить об общей численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Ждут кадровых решений и в региональных подразделениях упраздненных ведомств. Так, в петербургском УФСКН "Ъ" сообщили, что с 20 мая 2016 года прекращены "прием, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях". Теперь их будут принимать в территориальных органах МВД. В частном порядке сотрудники ФСКН рассказали, что все имущество и транспорт управления уже переданы ГУ МВД, здание УФСКН на 2-й Советской улице также отходит к полиции (по неофициальным данным, там разместится управление по контролю за наркотиками). Сейчас все кабинеты опечатаны, служебная документация в опломбированных коробках дожидается новых хозяев. Сами наркополицейские сдали удостоверения. "Большая часть оперативников и экспертов, наверное, перейдет в полицию",— сказал "Ъ" один из бывших сотрудников УФСКН. По оценкам самих наркополицейских, их зарплата после перехода в систему МВД станет меньше на 40%, кроме того, у них не будет прежней надбавки за выслугу лет — в УФСКН она составляла три месяца за каждый год службы. По неофициальным данным, большая часть бывших руководителей УФСКН не планирует продолжать службу: "генералы на полковничьи должности не идут". Те из них, кому позволяет выслуга лет, как, например, заместитель начальника регионального управления генерал-майор полиции Вячеслав Рябцев, скорее всего, уйдут в отставку.

Александр Игорев; Владислав Литовченко, Санкт-Петербург

Из статьи в газете ВЕРСИЯ № 14 от 11.04.2016г.

Министерство нераскрытых дел

Слияние ФСКН и ФМС с Министерством внутренних дел стало одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели. За кадром реформ остались, к сожалению, тревожные цифры низкой раскрываемости преступлений. В марте 2014 года Владимир Путин констатировал, что раскрываемость преступлений равна 44%, и был крайне недоволен этим показателем. Сейчас цифры уже никто не называет. Известно лишь, что в 2015 году в России каждое второе преступление оставалось нераскрытым. При этом практически отсутствует статистика о количестве людей, пропавших без вести, часть из которых может находиться в числе убитых. Нет информации по количеству найденных тел со следами насильственной смерти, которые остались неопознанными. Ещё несколько лет назад все эти данные можно было найти в открытом доступе без труда. Время идёт, МВД меняется, становясь всё более закрытым…

Сами сотрудники правоохранительных органов не скрывают: уголовные дела сегодня возбуждают с неохотой, чтобы не портить отчётность. Некоторые мрачно шутят: «Министерство внутренних дел превратилось в Министерство положительной статистики». За рубежом, как известно, всё иначе. Там по любому обращению правоохранительные органы сразу возбуждают дело. Если информация не подтверждается, его просто закрывают. У нас же сначала будут долго собирать доказательную базу, писать километровые протоколы, чтобы потом отказать в возбуждении дела.

Непрофессиональная пригодность

Эксперты связывают негативные перемены в работе правоохранительных органов с реформой МВД 2011 года, когда вступил в силу закон «О полиции». Именно после этого начали появляться данные о резком снижении раскрываемости преступлений. Следствием этой реформы стало сокращение оперативников, которые непосредственно раскрывали преступления. Нельзя забывать, что у каждого оперативного сотрудника были своя агентурная база, информаторы, наработки - всё это разом было разрушено. В результате уже по итогам 2011 года раскрываемость преступлений снизилась на 6%.

Олег Хатюшенко, ветеран УБОП, полковник полиции в отставке, считает: «Реформы последних лет сказались на системе внутренних дел болезненно. Тысячи профессионалов высокой милицейской пробы попали под сокращение. В результате мы получили рост криминала в геометрической прогрессии. Преемственность поколений в органах внутренних дел прекратилась, в профильных вузах преподают люди, не имеющие опыта, офицерских должностей сейчас в вузах МВД практически нет.

Оперативников по учебникам учат, а не на личном опыте. Независимые, профессиональные сотрудники оказались на улице. Отсюда и развал, который подтверждается падением показателей раскрываемости преступлений».

Особую роль в деградации ведомства сыграла, по мнению многих, клановость нынешней системы МВД, которой не было при СССР и даже в 90-е. Вот что рассказывает генерал-лейтенант полиции

Александр Михайлов: «Пришёл недавно в одно районное УВД, а там все друг с другом не по-русски разговаривают. Почему? Да очень просто. Приезжает руководитель из региона, увольняет неугодных, а на их место ставит своих земляков». Именно так оказываются на руководящих должностях послушные непрофессионалы. Недостаток квалифицированных следователей, которые могли бы расследовать сложные дела, сегодня главная, на мой взгляд, проблема МВД. Например, дела об интернет-мошенничестве и неправомерном доступе к компьютерной информации расследовать попросту не умеют. Потому что нет специалистов, которые могли бы работать с такими случаями: для этого нужна особая квалификация. Сотрудников таких готовить необходимо, потребность в них растёт с каждым годом. Сегодня нет, к сожалению, и методики расследования подобных преступлений. Мы отговариваемся тем, что у правоохранительных органов законов не хватает, нормативная база совершенствуется, реформы идут. Этим самым мы вооружаем преступников. Хватит отговариваться, работать надо, а за нежелание работать - наказывать по всей строгости .

«Статистика должна быть только хорошей!»

Многие связывают надежды на возрождение МВД с присоединением к этому ведомству ФСКН и Федеральной миграционной службы. Однако на самом деле речь, по всей видимости, идёт о фактическом провале деятельности последних двух структур. Так, ФСКН за последнее время потрясли несколько коррупционных скандалов. В 2013 году Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту обнаружения у сотрудников столичного управления ФСКН марихуаны и кокаина - наркополицейских обнаружили в служебной машине в бессознательном состоянии в результате передозировки. В автомобиле нашли марихуану и кокаин. А чего стоит появление в продаже у уличных торговцев секретной базы ФСКН? В результате оказались раскрыты имена многих осведомителей, адреса наркопритонов, фамилии и фото наркоманов, личные данные осведомителей, а также обычных граждан, позвонивших на телефон доверия ФСКН… Также стало известно о том, что материалы на бывшего заместителя руководителя ФСКН Николая Аулова переданы Интерполу. Процедура по организации международного розыска уже начата. До этого судья Центрального следственного суда № 5 Испании счёл, что Аулов имел отношение к деятельности преступного сообщества. Как такой человек мог стать одним из руководителей ФСКН? Как сообщил генерал Александр Михайлов, в системе МВД Николай Аулов получил полное служебное несоответствие. Однако после этого буквально через месяц он занял должность заместителя начальника ФСКН.

«Не удивлюсь, если сейчас будут возбуждены уголовные дела в отношении руководителей региональных управлений ФСКН, - говорит Александр Михайлов. - Известно, что у бывшего главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков четыре заместителя входили в десятку самых богатых силовиков . Разумеется, бизнес там был записан на жён, но неизбежно возникают вопросы к этим людям. Что касается самого руководителя этого ведомства, г-на Иванова, то главным в его деятельности были зарубежные поездки. Иванов в Москве бывал реже, чем за границей. При этом работой территориальных органов вообще никто не занимался, в регионы почти никто не выезжал, руководили из Москвы. И в итоге сам руководитель ФСКН рапортует, что число наркозависимых в стране увеличилось и достигло 7 миллионов. Это как?!»

Печальный итог деятельности ФСКН за последние пять лет таков: число наркозависимых в России возросло на 3,5 млн человек, число изъятий наркотиков резко сократилось. В январе этого года Иванов на встрече с президентом рапортовал об изъятии 29 тонн наркотических веществ как о каком-то невероятном достижении. Известно, что до его прихода ежегодно изымалось из оборота до 139 тонн наркотиков.

О какой эффективной деятельности тут может идти речь? «Решение о передаче ФСКН в ведение МВД с соответствующим сокращением управленческого аппарата ведомства я считаю абсолютно логичным. Прежде всего потому, что у МВД больше возможностей в оперативно-разыскной деятельности. К тому же борьбой с употреблением и распространением наркотиков там и так занимаются ежедневно от участковых и патрульно-постовой службы до инспекторов по делам несовершеннолетних», - считает Александр Михайлов. У ФМС проблем в последнее время тоже хватало. Во-первых, это ведомство не обладало правом оперативно-разыскной деятельности. В результате при каждом рейде на нелегальных мигрантов, количество которых в последнее время растёт, там вынуждены были обращаться за помощью в МВД. Собственных ресурсов у этого ведомства явно не хватало, особенно учитывая террористическую угрозу. Штат в этой структуре периодически сокращался, а работы прибавлялось. Полковник полиции в отставке Олег Хатюшенко отмечает: «Если штат ФМС ещё больше сократить, очереди на получение документов вырастут. Люди и так ждут регистрацию по три месяца. Ситуация в этой структуре плачевная: людей лишили офицерских званий, зарплаты сократили. Естественно, есть опасение, что при окладе в 25 тыс. рублей человек будет стремиться получить «улыбку в конверте». Да и о каком качестве работы можно говорить при такой зарплате? В итоге имеем соответствующий результат. Недавно узнал о парадоксальной ситуации: люди, находящиеся в розыске, были зарегистрированы в Воронеже на улице, которой не существует, в доме, которого нет. Как такое могло произойти при тотальной компьютеризации и созданных базах данных? Моё мнение - без серьёзных изменений эта структура эффективно работать не сможет». Скорее всего очередная реформа в системе МВД обернётся, как обычно, сокращениями, разоблачениями и громкими отчётами. Закончится всё тоже как обычно: полицейское начальство снова начнёт требовать положительную статистику по раскрытию преступлений. Добиваться этого скорее всего начнут, как водится, любой ценой: фальсификациями, приписками, отказом регистрировать заявления, возбуждать дела. В результате Министерство внутренних дел снова окажется в стороне от дел уголовных.