Увеличение бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств отличия. Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это

Бюджетное ассигнование - ст 6 БК. Это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Речь идет об исполнении тех расходных обязательств, которые подлежат исполнению в соответствующем фин году (бюджетных обязательств). С т.з. доктрины предлагается разделять термины «бюджетное ассигнование» и «форма расходов бюджета» (используется в ст 69 БК). Мы исходим из того, что виды бюджетных ассигнований, которые перечислены в ст 69 БК, это не то же самое, что форма расходов. Но с учетом того определения, что есть в БК, бюджетное ассигнование можно определить как денежные средства, распределяемые между участниками бюджетного процесса соответственно объему предоставляемых им бюджетных полномочий на распоряжение средствами казны в целях принятия и исполнения расходных обязательств ППО. Понятие «форма расходов»- доктринальное, так что вполне возможно, что в разных учебниках будут разные подходы. Но Килинкарова говорит, что отождествлять с бюджетными ассигнованиями не надо.

Формы расходов:

1- Финансирование закупок товаров, работ и услуг для гос нужд;

2- Финансирование соц обеспечения населения;

3- Субсидирование государственных, муниципальных услуг;

4- Субсидирование иной некоммерческой деятельности;

5- Субсидирование производства, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг организациями, ИП и физ лицами;

6- Финансирование грантов (тут тоже без субсидий не обошлось);

7- Бюджетные инвестиции в объекты государственной, муниципальной собственности;

8- Бюджетные инвестиции юр лицам, не являющимся госмун учреждениями, унитарными предприятиями;

9- Межбюджетные трансферты. В рамках трансфертов можно говорить о формах расходов - субвенциях, субсидиях, дотациях и иных трансфертах.

Термин «субсидия» означает как минимум два принципиально разных явления с т з бюджетного права. Первое- есть субсидии в рамках соответствующих расходов, когда речь идет о предоставлении средств организациям, ИП и физ лицам. Второе- отдельно есть субсидия- межбюджетный трансферт.



Обеспечение выполнения функций казенных учреждений.

Финансовое обеспечение казенных учреждений (они не самостоятельные экономические субъекты) финансируется в рамках ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений. Финансирование выполнения функций казенных учреждений более детально определено в ст 70 БК. Там определено, на какие цели направляется соответствующее финансирование (финансирование выплат в рамках трудового законодательства, законодательства о госмун службе- по сути, речь об оплате труда тех, кто работает в этих учреждениях, …. И т д, см статью, сил нет это писать). Это финансирование текущей деятельности, короче говоря. Хоть это учреждение и государственное, но налоги платить надо. Поэтому еще осуществляется финансирование уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности. Казенное учреждение полноценно финансируется со стороны ППО.

Кроме казенных учреждений гос услуги могут оказывать бюджетные и автономные учреждения. Если в отношении казенных учреждений предусмотрено полноценное финансирование, то применительно к бюджетным и автономным учреждениям в настоящее время предусмотрено только предоставление им субсидий. При этом субсидии, которые им предоставляются, достаточно многообразны. В т.ч. это субсидии на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями госмун задания. Тут государство не ставит перед собой задачу полностью обеспечить деятельность учреждения. Кроме бюджетных и автономных учреждений к деятельности по оказанию услуг могут привлекаться и иные некоммерческие организации.

Внимание надо обратить на то, что в данном случае речь идет о бюджетных ассигнованиях на оказание гос услуг, т е предполагается, что соответствующее финансирование должно быть связано с выполнением услуг. К бюджетным ассигнованиям на оказание госмун услуг также относятся бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты госмун собственности.

Ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Речь идет о закупке, в которую не включается закупка, осуществляемая казенными учреждениями.

Государственное задание . Определение - ст.6 БК. Гос задание- документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему оказываемых гос услуг. Показатели государственного задания используются как при составлении проектов бюджета, так и при исполнении. Естественно, показатели гос задания имеют значение для планирования предельных объемов денежных средств. Именно показатели гос задания будут использоваться при составлении бюджетной сметы казенного учреждения. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетов бюджетной системы. Порядок формирования гос задания устанавливается в зависимости от уровня бюджета.

Обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

  • осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов .
  • Источники

    Бюджетные ассигнования (Статья 69 Бюджетного Кодекса РФ) выделяются на: - оказание гос (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату гос (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос (муниципальных) нужд; - социальное обеспечение населения; - предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ, не являющимся гос (муниципальными) учреждениями; - предоставление субсидий ЮЛ (за исключением субсидий гос (муниципальным) учреждениям), ИП, ФЛ - производителям товаров, работ, услуг; - предоставление межбюджетных трансфертов; - предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; - обслуживание государственного (муниципального) долга; - исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного ФЛ или ЮЛ в результате незаконных действий (бездействия) органов гос власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Бюджетные ассигнования на оказание гос (муниципальных) услуг (выполнение работ) (Ст 69.1) относятся ассигнования на: - обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений; - предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими гос (муниципальных) услуг ФЛ и (или) ЮЛ; - предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в т.ч. в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями гос (муниципальных) услуг ФЛ и (или) ЮЛ; - закупку товаров, работ и услуг для гос (муниципальных) нужд (за искл бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях: оказания гос (муниципальных) услуг ФЛ и ЮЛ; - осуществления бюджетных инвестиций в объекты гос (муниципальной) собственности (за искл гос (муниципальных) унитарных предприятий); - разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках гос оборонного заказа; - закупки товаров в государственный материальный резерв.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Бюджетные ассигнования" в других словарях:

      Бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. См. также: Расходы бюджета Финансовый словарь Финам. Бюджетные ассигнования средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие… … Финансовый словарь

      Бюджетные ассигнования - (англ budget allocations) в бюджетном законодательстве РФ бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (ст. 6 БК РФ*) … Энциклопедия права

      БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ Юридическая энциклопедия

      Средства, предусмотренные бюджетной росписью их получателю или распорядителю … Юридический словарь

      Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;... Источник: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология

      Бюджетные ассигнования - (Budgetary assignments) — средства государственного, региональных и местных бюджетов, выделяемые на развитие народного хозяйства, социально культурной сферы, обороны, содержание органов государственной власти и управления. См. Бюджетное… … Экономико-математический словарь

      бюджетные ассигнования - Средства государственного, региональных и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, социально культурной сферы, обороны, содержание органов государственной власти и управления. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

      Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств … Пограничный словарь

      Бюджетные ассигнования - Бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.ст. 6 БК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

      бюджетные ассигнования - средства, предусмотренные бюджетной росписью их получателю или распорядителю. * * * (англ budget allocations) в бюджетном законодательстве РФ бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств… … Большой юридический словарь

    Книги

    • Сборник законодательных актов инструкций и нормативно-методических документов по племенному рыбоводству выпуск 3 , Богерук А., Барминцев В., Волков А. и др. (сост.). Продолжаем публикации Сборника законодательных актов, инструкций и нормативно-методических документов по племенному рыбоводству, который позволяет руководителям и специалистам племенных…
  • 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
  • 9.Принцип единства бюджетной системы: вопрос на тест тот же
  • 10. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
  • 12. Принцип сбалансированности бюджета. Дефицит и профицит бюджета.
  • 13. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
  • 14. Принцип эффективности использования бюджетных средств
  • 15. Принцип единства кассы
  • 16. Принцип самостоятельности бюджетов
  • 17. Бюджетная классификация Российской Федерации.
  • 18.Бюджет. Понятие. Признаки бюджета как правовой категории
  • 19.Характеристика федерального бюджета
  • 20.Межбюджетные трансферты. Понятие и формы
  • 21.Межбюджетные трансферты. Условия предоставления
  • 22.Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
  • 23.Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации
  • 24.Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации
  • 25.Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 27.Общие положения о доходах бюджета.
  • 28.Виды доходов бюджета.
  • 29.Налоги как доходы бюджетов.
  • 30. Нефтегазовые доходы. Порядок их использования
  • 31.Общие положения о расходах бюджетов
  • 32. Расходные обязательства. Понятие и виды
  • 33.Расходные обязательства Российской Федерации. Основания возникновения.
  • 34.Расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Основания возникновения. Порядок исполнения
  • 35.Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг
  • 36.Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Реестры закупок
  • 37.Обеспечение выполнения функций казенных учреждений
  • 38.Бюджетная смета. Порядок составления и утверждения
  • 39.Государственное (муниципальное) задание
  • 40.Бюджетные инвестиции. Порядок их предоставления.
  • 41.Бюджетные кредиты
  • 42.Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации
  • 43.Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Порядок формирования и использования
  • 44.Государственный долг Российской Федерации. Его структура и виды. Учет долговых обязательств
  • 45.Государственный долг субъекта Российской Федерации. Его структура и виды. Учет долговых обязательств.
  • 46.Реструктуризация долга.
  • 47.Временная финансовая администрация. Понятие, основания и порядок введения. Полномочия.
  • 48.Бюджетный процесс. Понятие, принципы, стадии.
  • 2. Бюджетный процесс имеет (без вариантов ответов)
  • 3. К стадиям бюджетного процесса относятся:
  • 4. Стадией бюджетного процесса является:
  • 5. Порядок разработки и утверждения местного бюджета регулируется:
  • 49.Участники бюджетного процесса. Понятие и виды.
  • Участниками бюджетного процесса рф согласно п. 1 ст. 152 бк рф являются:
  • 50. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. Понятие и бюджетные полномочия.
  • 2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
  • 51.Основы составления проектов бюджетов. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов.
  • 9. Проект федерального бюджета вносится Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее:
  • 52.Основы рассмотрения и утверждения бюджетов.
  • 53.Основы исполнения бюджетов.
  • 54.Иммунитет бюджета. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной систему Российской Федерации
  • 55.Основы государственного (муниципального) финансового контроля
  • 56.Виды государственного (муниципального) финансового контроля
  • 57.Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля
  • 58.Органы, осуществляющие государственный (муниципальный) финансовый контроль.
  • Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль Глава 26. Основы государственного (муниципального) финансового контроля бк рф предусматривает:
  • 59.Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
  • 60.Бюджетные меры принуждения.
  • 35.Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг

    Ст.6 БК РФ:

    бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; Статья 69.1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

    К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

    Обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

    Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

    Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

    Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

    Закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

    Оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

    Разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

    Закупки товаров в государственный материальный резерв.

    36.Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Реестры закупок

    Статья 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

    1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Кодекса.

    2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи.

    3. Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации.

    Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности на срок реализации указанных решений.

    Иные государственные контракты, заключаемые от имени РФ, субъекта РФ, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

    Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

    Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

    ФЗ от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

    Статья 73 БК РФ. Реестры закупок

    1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

    2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

    Краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

    Наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

    Цена и дата закупки.


    Понятие бюджетных ассигнований. Бюджетное ассигнования (от лат. Assignare - назначать, выделять) - это средства бюджетов различных уровней (федеральных, субъектов Федерации, местных), выделяемые согласно бюджетной росписи в инвестиционных целях.
    Необходимость бюджетных ассигнований объективно обусловлена наличием сфер и производств, имеющих общенациональное значение, но которые в силу высокой капиталоемкости, повышенных рисков и отдаленного экономического эффекта часто являются мало привлекательными, а порой и просто нереальными для частного бизнеса. Так, в мировой практике за счет бюджетных средств традиционно финансируются объекты социальной и производственной инфраструктур, развиваются новые прогрессивные отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие коренным структурным изменениям в экономике и т. п. Участие государства в финансировании позволяет гармонично развивать национальную экономику в территориальном, отраслевом и воспроизводственном аспектах и решать весь комплекс функций и задач, стоящих перед различными уровнями власти. Бюджетные ассигнования являются инструментом финансовой и экономической политики - воздействуя на хозяйственную конъюнктуру, экономический рост, они выступают важнейшим фактором развития общественного производства.
    Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Российской Федерации (в % к итогу)
    Возможность бюджетных ассигнований Доля государственного финансирования определяется моделью развития национальной экономики. В условиях планово-директивной экономики государственные капитальные вложения являются основной формой финансирования и могут достигать 90% общего объема вложений1. Рыночная экономика, опираясь на финансовую самостоятельность предпринимательских структур и возможности финансового рынка, позволяет снизить долю бюджетного финансирования капитальных вложений, о чем свидетельствует, например, опыт современной России (см. табл. 7.3)
    Таблица 7.3
    1 Источник: Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 323-324.

    Продлжение табл. 73


    Статья

    1995

    1996

    1997

    1998*

    1999

    2000

    Привлеченные средства

    51,0

    47,7

    39,2

    46,8

    47,6

    53,9

    Из них бюджетные средства (средства консо







    лидированного бюджета)

    21,8

    20,1

    20,7

    19,1

    17,0

    21,2

    В том числе:







    Федерального бюджета

    10,1

    9,9

    10,2

    6,5

    6,4

    5,8

    Бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

    10,3

    10,2

    10,5

    12,6

    10,6

    14,4

    *С 1998 г.-без субъектов малого предпринимательства.
    Источник: Российский статистический ежегодник. 200I. Стат. сб. / Госкомстат России. М.. 2002. С, 571.
    Так, за период с 1995 г. по 2000 г. доля бюджетных средств в финансировании основного капитала лишь немного превысила 21% (21,8% в 1995 г. и 21,2% в 2000 г.). Заметно снизились за это время ассигнования из федерального бюджета (с 10,1% до 5,8%) при некотором увеличении (с 10,3% до 14,4%) финансирования капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В целом это можно расценивать как результат целенаправленной политики государства, стремлением снять соответствующую нагрузку. с бюджетов вообще и прежде всего с федерального бюджета, оптимизировать структуру его расходов в условиях намеченных экономических и социальных преобразований.
    Особенности бюджетных ассигнований на капитальные вложения предопределены публичным характером источника финансирования - бюджета - и сводятся к следующим положениям:
    • возможность предоставления средств на условиях безвозвратности и безвозмездности, в частности, для финансирования объ-
    \\ ектов, включенных в федеральную целевую программу;
    5 * преобладание социальных приоритетов и значимости объектов
    ; \" для национальной экономики при распределении средств;
    : ‘ адресность и строго целевой характер финансирования, предполагающий выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования, при этом любое использование средств не по назначению ¦ расценивается как нарушение бюджетного законодательства;
    • участие государственных финансово-кредитных институтов в процедуре финансирования;
    ; * финансовый контроль со стороны представительной и исполни
    тельной властей за полнотой и своевременностью поступления и эффективностью использования соответствующих бюджетных средств;
    • гласность разработки и исполнения программ бюджетного финансирования (адресной инвестиционной программы, программы предоставления кредитов и государственных гарантий и т. п.) с обязательным опубликованием в открытой печати самих программ и информации (отчета) об их исполнении.
    Основные положения инвестиционной политики этого периода, определившие ее цели и особенности, были сформулированы в постановлении Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Новые подходы к организации бюджетного финансирования выразились в уточнении приоритетов, изменении порядка и форм предоставления бюджетных ресурсов, их институционального обеспечения, что в наибольшей степени проявилось в части финансирования предпринимательских структур.
    Государство приняло на себя финансирование развития значительной части производственной инфраструктуры и социальной сферы. Соответственно определилась следующая структура капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета:
    • до 70% инвестиционных ресурсов федерального бюджета государство направляет на развитие социальной сферы, жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки;
    • до 10% -на объекты производственной инфраструктуры, в частности, строительство железных дорог, портов, энергетических предприятий Сибири и Дальнего Востока, объектов связи;
    • оставшиеся централизованные инвестиционные ресурсы предусматривалось использовать на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.
    Эта структура к настоящему времени несколько изменилась, но социальный комплекс по-прежнему является основным получателем средств в форме государственных капитальных вложений, о чем свидетельствуют, в частности, данные табл. 7.1.
    Принципиальной особенностью инвестиционной политики стал переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию их состава на конкурсной основе.
    В то же время возрастающие потребности в государственной поддержке инвестиций обусловили необходимость дальнейшего упорядочения и законодательного закрепления участия государства в инвестиционной деятельности, что получило развитие в Бюджетном кодексе Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно этим законодательным актам бюджетное финансирование объектов в Российской Федерации осуществляется двумя способами в порядке:
    • прямого, т. е. безвозвратного и безвозмездного финансирования строек и объектов для федеральных (государственных) нужд;
    • размещения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и возмездности в форме бюджетных кредитов и государственных гарантий.
    Помимо этого государство берет на себя ряд сопровождающих процедур: проведение экспертизы инвестиционных проектов; защиту российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных целевых и т. п.
    Аналогичные подходы и формы финансирования инвестиций определены для бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
    Прямые бюджетные ассигнования на капитальные вложения осуществляются в соответствии с Перечнем строек и объектов производственного и непроизводственного назначения (нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения), предназначенных для федеральных нужд. Перечень ежегодно формируется Министерством экономического развития и торговли РФ и оформляется в виде Федеральной адресной инвестиционной программы в составе федерального бюджета.
    Процесс формирования и утверждения Перечня представляет собой достаточно сложную процедуру, которая регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. №714 «Об утверждения Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд н их финансировании за счет средств федерального бюджета» и в общем виде представлена на схеме 7.1.
    \" Следует дать несколько уточнений по порядку формирования и утверждения перечня строек и объектов.
    Прежде всего государственные заказчики (под ними понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ),одновременно с предложениями о включении в перечень строек и объектов должны представить:
    • данные по воспроизводственной и технологической структуре капитальных вложений, включая проектно-изыскательские, проектные и предпроектные работы, приобретение оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, и т. п.;
    • сведения по переходящим стройкам и объектам, а также по объемам имеющейся кредиторской задолженности по государст-
    Схема 7.1
    Порядок формирования и утверждения перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета
    Этапы работы

    венным капитальным вложениям за выполненные, но не оплаченные за счет средств федерального бюджета работы и услуги.
    Министерство экономического развития и торговли РФ при принятии решения о включении строек и объектов в Перечень в приоритетном порядке вносит:
    а) незавершенные строительством объекты, подлежащие завершению строительством в планируемом году;
    б) стройки и объекты, по которым принятые в пределах лимитов бюджетных обязательств денежные обязательства федерального бюджета остались неисполненными по причине недостаточности фактически выделенных средств;
    в) стройки и объекты, для которых государственным заказчиком обеспечивается привлечение иных дополнительных источников финансирования.
    Вновь начинаемые стройки и объекты производственного назначения включаются в Перечень лишь после удовлетворения потребности в финансовых средствах для переходящих строек и объектов.
    Если по итогам конкурсов, объявленных государственным заказчиком, на выполнение работ и услуг в строительстве по вновь начинаемым стройкам и объектам подрядные организации определить не удалось, то такие стройки и объекты подлежат исключению из Перечня Правительством РФ с дальнейшим перераспределением средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
    Финансирование строек и объектов, включенных в перечень, осуществляется в соответствии с адресным распределением государственных капитальных вложений, очередностью финансирования, определяемой государственным заказчиком, объемами фактически выполненных работ и с учетом выполнения обязательств других инвесторов, участие которых предусматривается договором долевого участия при смешанном финансировании стройки или объекта.
    Финансирование государственных капитальных вложений включает также финансирование проектно-изыскательских работ, в том числе предпроектных и проектных работ, приобретение оборудования, не требующего монтажа и не входящего в сметы строек и объектов, производственного инвентаря и приспособлений, связанных с обеспечением строек и объектов.
    Авансирование работ (услуг), предусмотренных в государственных контрактах и проводимых на стройках и объектах, включенных в перечень, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 745 «Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд».
    Изменение объема финансирования государственных капитальных вложений в связи с инфляцией в течение финансового года не производится.
    Министерство финансов РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на государственные капитальные вложения.
    Государственные заказчики и заказчики-застройщики предоставляют в соответствующие территориальные органы государственной статистики отчет о ходе выполнения работ (услуг) на стройках и объектах, включенных в перечень. По требованию органов государственного финансового контроля они обязаны предъявить:
    • сводные сметные расчеты стоимости строительства;
    • материалы об утверждении проектно-сметной документации;
    • копию лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области строительства, если наличие лицензии на осуществления этих видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным;
    • справки о направлении собственных, заемных и других средств на финансирование строек и объектов при смешанном финансировании;
    • титульные списки вновь начинаемых строек и объектов с разбивкой по годам на весь период строительства с выделением пусковых комплексов (очередей), титульные списки переходящих строек и объектов с указанием объемов государственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ на соответствующий год, утвержденные государственными заказчиками;
    • другие документы по учету работ (услуг) в капитальном строительстве, утвержденные Государственным комитетом РФ по статистике.
    Государственные заказчики и заказчики-застройщики несут в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в их управление средств федерального бюджета, ввод в действие объектов в установленные сроки, своевременное представление отчетности о выполненных работах (услугах).
    В перспективе предполагается дальнейшее усиление ответственности государственных заказчиков федеральных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. Федеральные целевые программы должны базироваться ка четко определенных критериях, индикаторах, должны быть увязаны с их ресурсным обеспечением.
    Второй способ предоставления бюджетных ассигнований на инвестиционные цели строится на условиях возвратности и возмездности. Основные его формы рассмотрены в § 5 гл. 10.
    Дайте определение следующим ключевым понятиям:
    источник финансирования капитальных вложений; амортизация; чистая прибыль; возвратные суммы; инфляционный доход; бюджетные ассигнования; прямое бюджетное финансирование.
    Вопросы и задания для обсуждения:
    1. В чем отличие источников и методов финансирования капитальных вложений?
    2. Охарактеризуйте систему источников финансирования капитальных вложений, которыми располагает национальная экономика.
    3. Что включается в понятие «централизованные ассигнования»?
    4. Что включается в понятие «нецентрализованные ассигнования»?
    5. Что включается в понятие «иностранные источники капитальных вложений»?
    6. Охарактеризуйте систему источников финансирования капитальных вложений, которыми располагает фирма.
    7. Какие федеральные законы регулируют образование источников капитальных вложений?
    8. Какие факторы влияют на величину нераспределенной прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений?
    9. Как формируются амортизационные отчисления?
    10. Что такое « инвестиционный налоговый кредит»?
    И. Каков механизм превращения доходов предприятия в источник финансирования капитальных вложений?
    1. Что включается в дополнительные источники финансирования капитальных вложений, которыми располагает фирма?
    2. Какова структура ресурсов, мобилизуемых на финансовом рынке?
    -.14. Какие ресурсы могут поступать для финансирования капитальных вложении в порядке перераспределения?
    1. Что включается в понятие «бюджетные ассигнования»?
    2. Каковы особенности бюджетных ассигнований как источника финансирования капитальных вложений?
    3. 1 Чем определяется доля государственного финансирования капитальных вложений?
    4. Охарактеризуйте особенности современной инвестиционной политики России. Какими законодательными актами она регулируется?
    19. Что представляет собой прямое бюджетное финансирование, его значение и организация?
    Литература:
    Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1998. № 153-154.
    Налоговый кодекс Российской Федерации//Российская газета, 2000, № 153- 154.
    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» //Российская газета. 1999. №41-42.
    Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 192-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»//Российская газета. 2001. №256.
    Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 43.
    Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г №714 «Об утверждения Положения о формировании перечня строек и объекта для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета»//Российская газета. 2001. №211-212.
    Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987.
    Российский статистический ежегодник. 2001. Стат. сб. / Госкомстат России. М.
    2002.
    Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М.: изд-во «Проспект», 2002,
    Соколов Б. И., Соколова С. В. Экономика: Учебник. СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.

    Еще по теме § 4. Бюджетные ассигнования:

    1. Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.
    2. 6.2. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    3. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
    4. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Теоретический материал
    5. Тема 5.1 Организация работы по доведению бюджетных ассигнованийи лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств
    6. II. Уровень Макроэкономики Государственные финансы Бюджетная система Российской Федерации
    7. 2Л. Организационная структура управления муниципальными финансами в терминах Бюджетного кодекса Российской Федерации

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс -

    Любое развитое государство имеет перед своими гражданами обязательства бюджетного характера, которые по-другому называются ассигнованиями. Бюджетные ассигнования – это такие бюджетные средства, которые предусмотрены получателям или распорядителям бюджетных средств бюджетной подписью. Эти средства идут на различные цели, включая выплаты социальных пособий, пенсий и пр. Рассмотрим подробнее, что представляют собой ассигнования и каковы их виды согласно законодательству.

    Что такое ассигнования?

    В глобальном понимании ассигнования – это определенный объем денежных средств, который выделяется из государственных или негосударственных источников на конкретные цели. Примером может служить финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог в сельской местности.

    С помощью бюджетных ассигнований федерального бюджета государство регулирует диспропорции в развитии различных отраслей и даже целых регионов. Также появляется возможность оказывать существенное влияние на структуру экономики, повышать уровень народнохозяйственного комплекса. Получателями ассигнований являются предприятия, которые находятся в собственности государства. Помимо предприятий, получателем может стать юридическое лицо, которое принимает участие в реализации государственных социальных программ.

    Сущность бюджетных ассигнований

    Средства из бюджета в виде ассигнований всегда выделяются получателям безвозмездно. Иными словами, от них не требуется возвращения средств обратно в бюджет государства. Экономическая сущность таких выплат проявляется в нескольких видах расходов. Каждый такой вид можно охарактеризовать как с позиции качества, так и количества. Так, количественная составляющая позволяет установить объем расходов, а качественная отражает их назначение.

    Что касается структуры бюджетных расходов, то ее устанавливают в бюджетном плане каждый год в зависимости от экономической ситуации в стране, а также общественных предпочтений.

    Виды бюджетных ассигнований

    Согласно законодательству выделяют следующие типы бюджетных ассигнований:

    • Денежное содержание учреждений и организаций, которые находятся в полной зависимости от федеральной казны.
    • Реализация обязательных выплат гражданам страны, что выполняется уже местными органами власти.
    • Осуществление некоторых государственных полномочий.
    • Компенсация расходов, которые возникли в результате выполнения решений, принятых тем или иным уровнем власти. Данные решения могут привести либо к увеличению растрат, либо к их уменьшению.

    Что относится к бюджетным ассигнованиям?

    Стоит отметить, что все вопросы, каким-то образом связанные с ассигнованиями, регулируются Бюджетным кодексом России. С точки зрения государственной политики ассигнования – это расходные обязательства, которые подлежат исполнению в конкретно указанном финансовом году. Это означает, что устанавливаются определенные лимиты на бюджетные обязательства и указываются непосредственные их получатели, а также цели использования данных денежных средств. Иными словами, любой государственный служащий либо госслужба не имеют права использовать полученные ассигнования в собственных целях.

    Согласно мнению финансистов, из целого списка ассигнований федерального бюджета следует выделить самые значимые. Среди них:

    • Ассигнования, которые выделяются для оказания услуг государственного (или муниципального) плана, включая оплату контрактов на поставку различной продукции, выполнение некоторых видов работ, предоставление услуг для определенных государственных нужд.
    • Социальные обязательства перед гражданами страны.
    • Помощь в виде субсидий для юридических лиц (кроме государственных учреждений), физических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров и услуг.
    • Бюджетные инвестиции для юридических лиц, исключение составляют лишь муниципальные учреждения.
    • Предоставление трансфертов межбюджетного характера.
    • Выплаты по государственным (муниципальным) задолженностям.
    • Исполнение судебных актов, касающихся неправомерных действий органов государственной власти либо органов местного самоуправления по отношению к гражданину или юридическому лицу.

    Также ассигнования – это еще и предоставление определенных взносов, платежей и безвозмездных перечислений денежной помощи субъектам международного права.

    Оказание государственных услуг

    Эксперты в сфере экономики и финансов выносят в отдельную категорию те ассигнования, которые касаются оказания услуг со стороны государства. Среди них:

    • Субсидии автономным учреждениям и организациям. В данном случае ассигнования – это субсидии, выделяемые для возмещения затрат на оказание ими государственных услуг юридическим либо физическим лицам.
    • Выделение субсидий некоммерческим структурам на оказание государственных услуг.
    • Выделение средств для четкого выполнения функций бюджетными учреждениями.
    • Оплата закупок товаров, определенных работ, необходимых для нужд государства. В этот список можно включить различные инвестиции в объекты муниципальной собственности, разработку и закупку военной техники, закупку товаров для пополнения материального резерва и пр.

    Социальное обеспечение граждан

    Что касается обычных граждан, то для них бюджетные ассигнования – это прежде всего выплаты пенсий, различных социальных пособий, компенсаций и других выплат социального характера, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и соответствующими нормативно-правовыми документами. Эти финансовые обязательства выполняются державой в рамках программ социальной поддержки населения.

    Здесь речь идет не только о денежных средствах, выплачиваемых населению, но и об оплате государством товаров, услуг, которые оказываются гражданам. Примечательно, что конкретные трансферты и объемы бюджетных ассигнований в пользу населения обязательно определяются тем или иным законом. Например, в Федеральном законе № 178-Ф3 говорится о предоставлении нескольким категориям нуждающихся лиц бесплатного проезда в пригородных поездах.