Сочинение по картине пименова "спор". Урок на тему Сочинение сравнительного характера по картине Ю. И. Пименова “Спор” Несколько интересных сочинений

Кириллов Владимир

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.

Крайняя скупость изображенной не картине обстановки.Обычная столовская мебель, из гнутых металлических трубок с древесно-стружистыми сидениями и столешницей.

Сыру-бору нет конца,
горечь поплыла к заре,
и вот уж нет у нас лица,
друг другу не во что смотреть.

Ольга Бертгольц.

Крайняя скупость изображенной не картине обстановки.Обычная столовская мебель, из гнутых металлических трубок.
Это может быть и универсиетская и школьная столовая, а может дешовая забегаловка в каком-нибудь полуподвальчике.
Их двое, парень и девушка. Художник назвал картину "Спор", но может быть это и не спор, а просто юноша читает свои стихи, немного подвывая в наиболее патетических местах. Что то в его позе, жестикуляции говорит об этом. Остроносые лакированные туфли, вся его одежда позволяет говорить нам о том, что этот юноша скорее "ботаник" говоря нынешним языком, он явно не уделяет силовым видам спорта своё драгоценное время. Ему очень важно узнать мнение своей собеседницы о затронутой проблеме и он жестикулирует для лучшей убедительности. В пылу он даже сидит на краю табуретки, которая стоит на гладком кафельном полу и рискует потерять равновесие.
Его собеседница загибает пальцы, подбирая аргументы в свою защиту, точнее в защиту своей точки зрения.
Она плотно сидит на табуретке, не горячится, а спокойно его слушает.
Высокие сапожки говорят нам, что это скорее осень, или ранняя весна, но на улице ещё не слишком холодно.
У девушки рыжие волосы, может быть свои, может быть крашенные, но они ей идут. Они приятно гармонируют с её костюмом, который тоже подтверждает, что на улице вряд ли слишком холодно.
Они увлеченно разговаривают друг с другом, у них общая тема, но не совсем совпадающие точки зрения. Это обычные люди, молодежь изтех, которых впоследствии назовут "шестидесятниками". Именно они создавали славу поэтам Евтушенко, Рождественскому, именно эта молодежь приходила к памятнику Пушкину, слушать зажигательные строки поэтов.
Манера письма художника довольно небрежная, хотя картина и написана мелкими мазками. Некоторая угловатость в линии спины юноши, не совсем гладкая линия одежды девушки, впрочем не портит впечатление от картины в целом.

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.

Цель урока : развивать речевую культуру ученика, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах; учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, подготовка к творческой работе, анализ стихотворений, работа над упражнением №374

Оборудование урока: картина Ю.Пименова «Спор», стихотворения В.Тушновой и А.Гаврюшкина.

Тип урока : урок развития речи (обучение сочинению)

Эпиграф урока.

Самое трудное в споре – не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление.

А.Моруа

Ход урока.

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с художником Ю.Пименовым и рассмотрим его картину «Спор», на которой художник изобразил мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы. Нам надо с вами составить памятку для спорщиков.(Формулируется цель урока)

Несколько слов о художнике. (Заранее подготовленный ученик)

Ю. Пименов (1903–1977) – художник, чья слава не меркла на протяжении всей советской эпохи. Деятельность выпускника знаменитого ВХУТЕМАСа началась в энергичные 1920-е. В то время Пименов – один из основателей и активнейших участников легендарного ОСТа – «Общества станковистов», соратник и единомышленник А. Дейнеки, К. Вялова, С. Лучишкина – молодых художников, прославивших искусство послереволюционного времени.

Творчество Ю. Пименова менялось с течением времени от экспрессивной обобщенности, соответствовавшей эпохе «Время, вперед!», к более спокойному, гармонизированному восприятию мира, символом которого стала знаменитая «Новая Москва» – портрет светловолосой женщины, ведущей автомобиль по утренним московским улицам.

На выставке в Галерее Леонида Шишкина зритель увидит неизвестного Пименова: станковую живопись 1940–1970-х гг. (из собрания семьи художника), эскизы театральных декораций и десятки рисунков и набросков, неизменно виртуозных и выразительных.

Ю. Пименов обладал несомненным литературным даром. Еще при его жизни было издано несколько книг, в которых он делился с читателем богатыми воспоминаниями и размышлениями об искусстве и жизни. Простой и яркий язык, простодушные и мудрые мысли художника, авторский дизайн и небольшие тиражи давно сделали эти издания библиографической редкостью. Галерея Леонида Шишкина выпустила в свет новую книгу Ю. Пименова «Земное искусство», иллюстрированную его работами.

Учитель:

Рассмотрите картины Ю.Пименова. Что общего в стиле художника вы увидели? (Все полотна написаны яркими, светлыми красками, оптимистические сюжета на современную тему. Выразительная и виртуозная живопись.)

- Откройте и прочитайте упражнение №374 учебника.

- Как должен вести себя человек по отношению к окружающим его людям? Обратите внимание, что человек, который правильно ведет себя, доставляет удовольствие людям и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

- Рассмотрите картину. Кто изображен на картине? (Мальчик и девочка, они сидят за столом и что-то бурно обсуждают)

- Место изображения ? (скорее всего школьная столовая).

- Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? (взволнованный взмах руки девочки, нетерпеливая поза мальчика, который всем своим видом показывает, что девочка не права)

- Слушают ли они друг друга? (Скорее всего нет, каждый уверен в своей правоте.)

- Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? (Наверное, девочка и мальчик останутся при своем мнении, но как бы хотелось, чтобы все-таки соглашение было найдено).

- А какой, на ваш взгляд, может быть тема для спора у учеников в 14 лет?

- Как вы ведете себя, если попадаете в ситуацию спора?

- Какой план действия можете предложить для спорщиков?

Примерная памятка:

  1. Умение слушать друг друга;
  2. Решение проблемы;
  3. Культура поведения.

Лексическая работа:

- Подберите синонимы к слову спор. (полемика, диспут, дебаты, прения, диалектика, дискуссия).

Обратите внимание на лексическое значение некоторых из этих слов.

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом .

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор . Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории ) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

В споре каждый человек должен принять соответствующее решение, а еще лучше пойти на соглашение. Синоним к слову соглашение консенсус.

Консе́нсус (от лат. consensus - согласие ) - способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Например, в рамках ЕврАзЭС, Межгоссовет принимает решения на основе консенсуса за исключением решений о приостановлении членства. Принятие решения методом консенсуса .

Работа по группам (1 группа – стихотворение Гаврюшкина А.Е., 2 группа – Тушновой В.)--Найдите в стихотворении главную мысль.

Спор

Нет пустяковых должностей
На кораблях любого флота.
Какая должность здесь важней?
Кому поспорить неохота?

Вот так однажды спор возник.
Поспорил штурман с мотористом.
Шум, крики, чей-то нервный тик,
Вопрос (фальцет) - ответ басистый...

«Я главный!» - штурман утверждал,
А моторист не соглашался…
Победы в споре пьедестал
Так ни кому бы не достался,

Вдруг кто-то умный предложил:
«Пусть поменяются местами…»
Добавить он же не забыл:
«Тогда мы всё увидим сами!»

Прошла неделя в суете
Тут греться шатуны вдруг стали.
Подумал штурман: «Быть беде…»
Ведь с этим справлюсь я едва ли.

Он поднимается наверх
(Там моторист сидит у карты):
"Спор вызвал у матросов смех,
Под дых нанёс мне им удар ты…

Коль раскалились шатуны,
Превысив норму многократно,
Я проиграл, прав в споре ты.
Иди теперь мой друг обратно".

Наш моторист слегка вздохнул,
И говорит ему устало:
"Садись-ка штурман ты на стул,
Да выслушай меня сначала...

Что стали шатуны красны,
Свою ошибку в том я вижу.
В том, штурман, нет твоей вины.
Вина ко мне гораздо ближе...

Тебе лишь я признаюсь в том,
Что третий день плывём в пустыне.
Песок сухой под нашим дном,
Где наш корабль - не знаю ныне".

Так и закончился их спор.
В итоге - истина простая.:
Отдайте плотнику топор,
Студент учебник пусть читает

В.Тушнова

Спор был бесплодным,
безысходным...
Потом я вышла на крыльцо
умыть безмолвием холодным
разгоряченное лицо.
Глаза опухшие горели,
отяжелела голова,
и жгли мне сердце, а не грели
твои запретные слова.
Все было тихо и студено,
мерцала инея слюда,
на мир глядела удивленно
большая синяя звезда.
Березы стыли в свете млечном,
как дым клубясь над головой,
и на руке моей
колечко
светилось смутной синевой.
Ни шороха не раздавалось,
глухая тишь была в дому...
А я сквозь слезы улыбалась,
сама не зная почему.
Светало небо, голубело,
дышало, на землю сойдя...
А сердце плакало и пело...
И пело...
Бог ему судья!

Что главное вы отметили в стихотворениях? (спор – дело бесполезное, каждый должен заниматься свои делом, - это и будет основной идеей нашего сочинения).

Составление плана.

I. О художнике Ю.Пименове

II Картина «Спор».

  1. Изображение необычного в обычном.
  2. Детали картины, рассказывающие о том, что ребята действительно спорят.
  3. Удастся ли найти соглашение спорщикам.
  4. Памятка для спорщика.

III Спор – дело бесполезное.

Итог урока:

И закончить урок я хочу словами мудрых людей: выберите для себя главное.

Твое право - ругаться, мое право – не слушать.

Аристипп

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых

Даниил Заточник

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.

Грасиан – и - Моралес

Спор между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.

Ф.Петрарка

В споре чаще всего побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

Менандр

Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон

Сюжет картины прост и отчасти банален: здесь запечатлен спор между двумя людьми - парнем и юной девушкой. Временной промежуток происходящего - 60-70 годы прошлого столетия. Как можно понять из окружающей обстановки скорее всего события разворачиваются в столовой какого-либо учебного заведения или иного «казенного» учреждения. Об этом свидетельствуют типичные для того времени серо-голубые стены без декора и роскоши, покрытые обыкновенной масляной краской, выложенный кафелем пол в порядке «шахматная доска», бюджетная и практичная мебель - столы и табуреты на металлических ножках. Ничем не примечательный простой интерьер, так характерный для большинства заведений общественного питания тех лет.

Что мы видим на этой картине? За столом сидит пара: парень и совсем молоденькая девушка. Ее рыжеватые волосы собраны на затылке и заколоты заколкой с бантом, челка ровно подстрижена. На ней строгий костюм из темных тканей с юбкой, доходящей до колен, высокие сапоги без каблуков. Напротив задумчивой девушки мы видим ее собеседника -темноволосого парня в сером костюме и лакированных ботинках. Все говорит о том, что перед нами простые студенты, у которых нет средств на излишества: они одеты скромно, но со вкусом.

Между молодыми людьми завязалась оживленная беседа. Однако, это явно мирный диалог, где каждый может высказать свою точку зрения и отстаивать ее, приводя всевозможные аргументы без перехода на грубости, оскорбления и унижении собеседника. В момент, запечатленный на картине, парень как раз аргументирует свою точку зрения, делая это крайне эмоционально. Это можно понять, обратив внимание, кроме всего прочего на положение его тела: движение кистей рук, легкий наклон головы, отставленную в сторону правую ногу и прочее. Он явно выглядит уверенным в своей бесспорной правоте, ощущает и предвкушает свою скорую победу над оппоненткой. Девушка же, напротив, ведет себя очень сдержанно и выглядит более скованно и напряженно. Указательный палец прижат к подбородку, прямая спина, положение головы - все говорит о том, что ее аргументы уже исчерпаны и она поспешно пытается придумать, при помощи каких слов можно отстоять свою позицию и выйти из неловкой ситуации. Девушка задумалась, она сосредоточена на споре и вряд ли замечает что-либо еще из происходящего вокруг. Однако, судя по позе и взгляду, направленному в сторону собеседника, суть диалога ей далеко не безразлична, ровно как и аргументы, приводимые сидящим напротив оппонентом.

Автору настолько точно удалось изобразить происходящее, что каждый, кто увидит картину сможет без слов понять суть происходящего. Жесты, одежда, позы - все говорит о том, что перед нами интеллигентные молодые люди, возможно, рассуждающие о предстоящей сессии или последних новостях. Их диалог не переходит за рамки дозволенного и не превращается в ругань, хоть и заметна нотка напряжения, присущая любому спору.