Алданцы постигали секреты национальных кухонь саха и эвенков. Традиционная кухня эвенков эвенки или тунгусы Тыхэмин - суп с рыбьей икрой, витаминный и полезный

В рацион питания эвенков входит мясная нища, по сезонам чередовавшаяся с рыбной и растительной пищей. Поскольку эвенки-охотники вели преимущественно кочевой образ жизни, заготовка запасов на длительные периоды для них не была характерной. Поэтому на охоте и на рыбалке выработались навыки не убивать больше того, что нужно для питания в ближайшее время. Разнообразие пищи определялось сезонами. Весной, в марте-апреле, преобладало мясо парнокопытных и медведей, чередовавшееся с небольшим количеством дичи. В мае-июне иногда добывали рыбу, а с половины июля к мясному или рыбному питанию добавлялись свежие ягоды. С начала сентября количество мяса увеличивалось, лишков. Мясо заготовляли на зиму в сушеном над огнем и вяленом на солнце видах. Во время морозов крупные куски мяса замораживали. Для сушки резали узкими полосами сырое или слегка отваренное мясо и развешивали на солнце на перекладинах, укрепленных на суках, или раскладывали на ивовой плетенке, которую укрепляли над очагом в чуме.

Сушеные кусочки назывались хуликта. Летом, чтобы мясо сразу не испортилось, развешивали его на палке, укрепленной на ветвях двух деревьев или на двух жердях. Основными способами приготовления мясной пищи у всех эвенков были варка в воде без приправ с очень незначительным количеством соли и обжаривание без соли на рожне сипавун. Варили мясо недолго, чтобы сохранить соки аромат. Обжаривали мелкие куски также не до конца, при этом в зависимости от сорта мяса рожны ставили на разном расстоянии от огня. Мелкую дичь и мозги обжаривали на рогульках, сделанных на конце палочки. Лакомыми частями мяса считались мясо из-под спинных сухожилий или с задних частей, язык, головной мозг и почки. Языки, если их было много, предварительно коптили.

Вареное мясо ели, запивая бульоном, разлитым по чашкам. Провяленое в течение 3-5 дней мясо обжаривали на вертеле или, раздробив, смешивали с голубицей. Это блюдо называлось кулин. Вяленое на солнце в течение 2-3 дней мясо слегка коптили над огнем и ели, смешав с брусникой. Оно называлось тэлик.

Собранную в пузырь кровь долго не хранили, при варке мяса ее подливали в бульон, одновременно взбалтывая. Получался густой суп таят. Летом в него добавляли голубицу и молоко. Некоторые обжаривали желудок, наполненный кровью. Оленье молоко обычно пили с чаем и заливали им мучную кашу, размятые ягоды. Если же молока было много, восточные эвенки ставили в котел с кипящей водой посуду с молоком и варили, последнее до загустения. Загустевшее молоко ели с хлебом. Некоторые из эвенков сбивали молоко для получения масла. Из частей туши приготовляли колбасы, "хрящи", студень. Колбасы были с жиром - кучи и кровяные - буюксэ . Куни делали из толстой кишки, покрытой снаружи жиром.

Промыв кишку, выворачивали, и жир оказывался внутри. Такую колбасу обжаривали целиком на вертеле и ели сразу по приготовлению. Буюксэ делали из тонких кишок. Промыв их, выворачивали, наполняли жидкой кровью и перевязывали на концах, затем варили в кипятке или коптили над огнем. "Хрящи" изготовляли из тонких, хорошо вымытых кишок. Нарезав последние кусочками, обжаривали на вертеле или опускали в кипящую воду, где они сворачивались и становились похожими по виду и по вкусу на хрящи.

Некоторые из хозяек, варили из копыт, очищенных от роговицы и из нижних частей ног студень, который ели с хлебом. Сушеное мясо ели, запивая чаем, а мясную муку заваривали в бульоне

Растительная пища была характерна для весенне-летних сезонов. Весной собирали березовый сок. Некоторые из эвенков летом но берегам выкапывали корни зонтичных растений, оскабливали, высушивали, толкли из них муку и заваривали с водой в виде кашицы. Все ягоды ели сырыми, запивая чаем, если же было достаточно молока, лакомились мотш - размятой голубицей, залитой оленьим молоком.

Первые кедровые орехи ели вместе со скорлупой. Иногда их пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы. Дикий лук входил в питание только у отдельных групп эвенков. Ритуальным блюдом являлся севещ текемин. Его делали из вареного мелко накрошеного медвежьего мяса, смешанного с прокипяченым жиром, и ели не больше 2-3 ложек. Таким же способом некоторые группы эвенков приготовляли свадебное блюдо и из мяса копытных животных. Для угощения шли самые лакомые куски и части. Кроме мясных блюд, эвенки к угощению старались добыть и рыбу, которую подавали в вареном виде. Восточные группы с Охотского побережья на свадьбу готовили различные блюда из юколы и рыбной муки с ягодными приправами.

ОДЕХАЛ - ЗАПРЕТЫ

Ливми оллово, уллэвэ экнэкэл мунумш- ггэлэмо, Нимэрдуви бори кал. Дюлэски умэньву аллонье тин одшсас.

Когда будешь сытым, то оставшееся мясо и рыбу не выбрасывай и не держи, а поделись с соседом. Будешь выбрасывать или гноить - тебе на охоте больше не будет удачи, и ты останешься голодным.

Орон локлаван хунту бэеду жэл дебувкэнэ. Дэпми, тыкулдинан.

Не давай есть чужому человеку верхний шейный позвонок оленя. Съест - рассердится.

А.Н.Мыреева, В.П.Марфусалова, Ж.В.Захарова

Айбад наябад

(Кажется по ненецки, эвенкийское название очень похожее, но не помню).

Надо свежее мясо маленько кушать, а то силы нет, тело болит. Скоро будет тяжелая работа, — сказал «бугор» оленеводов Зема, показывая на яловую важенку, привязанную к нарте.

Оленеводы быстро разделали оленя. Через несколько минут на шкуре лежала туша. Одна половина ребер была удалена. Полость груди и живота были заполнены кровью. В ней были видны разрезанные ребра, куски печени, на видном месте лежали почки.

Зема присыпал кровь солью, помешал ножом и дал команду к началу трапезы. Торжество началось с погрызания ребер. Оленеводы обмакивали их в кровь, захватывали мясо зубами и обрезали его ножом непосредственно около губ. Бригадир порекомендовал мне полакомиться почками и печенью. Довольно скоро с ребрами было покончено.

Далее пошло все подряд, включая жир. Деликатесом у эвенков признан мозг из трубчатых костей. Он был разделен поровну между всеми. Из чума принесли кружки, и оленеводы кровью запили мясную трапезу. Зема зачерпнул полную кружку крови и протянул мне со словами: «Витаминов много».

Я не испытала восторга. Пастухи опустили ножи и уставились на меня. На всех лицах было выражение: «Ты нас уважаешь?» Я их уважила и выпила. О своих впечатлениях писать не буду. Досталась свежатинка и оленегонным собакам. А силы действительно стало больше, ведь свежая оленина богата витаминами и микроэлементами, а в тундре это главный их источник.

Деликатесная оленина

Однажды после трапезы парной оленины жена Земы Арина занесла в чум желудок оленя. Я поинтересовалась:

— Зачем, Ари, в чуме желудок?
— Я его маленько чистила, в него кровь налила и кусочки мяса положила, маленько посолила, желудок завязала. Сейчас я его положу под мох, чтобы от мерзлой земли было маленько холодно, — ответила она.
— А что с мясом будешь делать?
— Маленько полежит, кушать будем.
— Ты говоришь, маленько полежит. Это сколько?
— Дня два, можно три, — констатировала хранительница очага.

Настало время, когда Арина содержимое желудка опорожнила в большую миску, которую торжественно водрузила на стол. Мясо, нарезанное кусочками величиной 3-4 см, было пропитано кровью и запахом желудка. Оно оказалось с весьма приятным вкусом. Это кушанье высоко ценится среди аборигенов Севера и относится к разряду деликатесных.

Строганина из оленины

Уже поздней осенью подбивали в поле последние хвосты. Уработались основательно. На обратном пути завернули к оленеводам. С гостинцами, понятно. Очень они радовались сгущенке и перловке с говядиной, которая нам уже обрыдла.

Хозяйка чума Арина поставила перед нами низенький столик и положила на него замороженную заднюю ногу оленя. Вооружившись ножом, Зема уверенными движениями стал отделять от нее крупную мясную стружку. Арина поставила на стол соль. Каждый рядом с собой насыпал соли столько, сколько пожелал.

Мы активно взялись за дело Брали кусок мяса, обмакивали его в соль и отправляли в рот, обрезая его одним движением ножа около губ. Хорошо, что нос невелик, а то бы точно отчекрыжила. Запивали очень крепким горячим чаем без сахара.

Шашлык по-эвенкийски

Для его приготовления берутся куски оленины весом 200–300 г. Их солят по вкусу и насаживают на очищенные от коры ветки тальника. Затем ветки с мясом втыкают около костра под углом приблизительно 40–45 градусов.

Важно при этом правильно поддерживать огонь в костре, который должен быть не сильным, но и не слабым, то есть от него должен исходить жар достаточный, чтобы мясо равномерно жарилось и пропитывалось ароматом дыма. Как только мясо по всей своей толщине изменит цвет на серый, можно приступать к трапезе.

Чукин

Это блюдо эвенки готовят очень быстро, при этом сохраняется питательная и витаминная ценность мяса. Готовится чукин двумя способами.

Первый способ. Мясо нарезают плоскими кусками величиной с ладонь, толщиной примерно 8–10 мм. Затем мясо слегка отбивают острием ножа. Подсаливают. Мясо кладется на сковороду в раскаленный жир. Обжаривается с двух сторон. Чукин считается готовым, если при надавливании на кусок мяса ножом проступает розовый сок.

Второй способ. Оленину нарезают полосками по 3–5 см (как для бефстроганов). Нарезанное мясо солят по вкусу и выкладывают на разогретую сковороду с оленьим салом. Помешивают, накрывают крышкой. Когда мясо изменит свой цвет — чукин готов.

Сушеная оленина

Нарезанное полосками оленье мясо развешивают в чуме, где оно вялится и коптится. Мясо висит в чуме до полной готовности. Хранится такое мясо в защищенном от сырости и осадков месте долго. Такое мясо употребляют во время продолжительной охоты, при дальних переездах или длительном отсутствии на становище. Его используют при варке супов.

Среди национальных кухонь народов севера эвенкийскую выделяют, как самую «кровавую», потому что кровь в эвенкийских блюдах является одним из главных компонентов.

Как правило, во время готовки эвенки используют кровь молодого оленя, предварительно высушив ее. Происходит процесс высушивания следующим образом:

Из туши оленя достаётся желудок, очищается и наполняется свежей кровью, после чего желудок зашивают и подвешивают на дереве. Там он должен провисеть столько времени сколько необходимо чтобы образовался плотный ком, обычно это занимает от одной до двух недель в летнее время и от четырех до пяти в весеннее. Когда процесс затвердения завершен, от кровяного кома отрубают нужное количество, заворачивают его в чистую тряпку и дробят камнем в порошок. Когда процесс завершен, продукт можно использовать для готовки. Эвенки используют кровь как для приготовления первых и вторых блюд, так и для готовки десертов.

Хунгэл

Говоря о первых блюдах эвенкийской кухни нельзя не выделить суп под названием Хунгэл. Бульон для хунгэла варят из тыптуна, сушеного мяса оленя с костями, после того как бульон готов в него тщательно помешивая, добавляют сушеную кровь до получения однородной массы. Довольно примечательно, что в эвенкийских супах не бывает овощей как это принято в европейской кухне, связано это с суровой местностью в которой обитают эвенки, а это преимущественно зона вечной мерзлоты, где, как известно невозможно выращивать сельскохозяйственные культуры.

Оленина является основным продуктом питания эвенков, постоянное употребление мяса в пищу позволяет жителям севера поддерживать липидный обмен на уровне необходимом для осуществления нормальной жизнедеятельности в условиях мерзлоты. Для приготовления строганины из оленя не требуется особых затрат времени, рецепт этого блюда прост, мясо с задней ноги оленя нарезается крупной стружкой, посыпается солью и употребляется в пищу.

Каныга с ягодами

Каныга с ягодами является национальным десертом эвенков, однако, ингредиенты этого блюда могут привести многих европейских жителей в замешательство. Все дело в том, что для приготовления такого блюда используют содержимое желудка оленя, которое предварительно варят, а после смешивают с ягодами и кровью оленя. Такой десерт очень богат витаминами.

Возможно «кровавая» эвенкийская кухня на первый взгляд может показаться пугающей, но все же попробовать одно из таких экзотических блюд непременно стоит.

У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как "национальная кухня" или "национальное блюдо". Такие понятия, если хорошенько вдуматься, смогут многое поведать и об особенностях национального менталитета. Народы Крайнего Севера, несмотря на принадлежность к разным этническим группам, обладают сходными кулинарными навыками и обычаями. Очень часто, даже в серьезных научных работах, кулинарное творчество этих народов просто не упоминается, а некоторые исследователи вообще отрицают наличие у них какой – либо своей, особой кухни.

Эвенки занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Как и все коренные народы Севера, эвенки добывали на охоте не больше того, что нужно для питания на небольшой отрезок времени. Поэтому они не делали больших запасов продуктов, употребляя обычно свежие блюда. Но суровый климат все же заставлял запасаться необходимым количеством мяса и рыбы в сушеном и вяленом виде. Этот запас употреблялся во второй половине зимы, когда трудно становилось добывать всякую дичь.
Несмотря на скудость имеющихся в наличии продуктов, эвенки умели готовить разнообразные блюда. Они отлично разбирались в достоинствах отдельных частей туши. Грудинка – тынгэн, ребро – эптэлэ и задняя часть хребта – кунтуки считались лучшими лакомствами. Эвенки употребляли в пищу и субпродукты: кровь, голову, ноги, желудок и прочее. Мясу домашнего оленя эвенки всегда предпочитали мясо диких животных, особенно молодых и упитанных. Эвенки любили сало – имуксе, употребляя его в значительных количествах. В состав традиционных блюд эвенков всегда входил жир, для получения которого иногда жарили кости в котлах. Жир употреблялся с сушеным и растолченным мясом – тэли.
Лучшим блюдом эвенкийской кухни считалось мелко нарубленное мясо молодого зверя, смешанное с мозгами и сваренное в жиру. Вместе с мясом варили обычно кишки, желудок и печень животного. Сердце – меван, почки – бохокто и легкие – эвчэ жарили.
Эвенки варили, жарили и коптили не только мясо, но и рыбу. Один из исследователей быта тунгусов второй половины ХIХ века отмечал, что эвенки «в большом количестве ловят тайменей, окуней, щук и налимов. Избыток рыбы тунгусы, не солив нисколько, вялят на солнце, а после того складывают в амбарах. Тунгусы, распластав на тонкие части рыбу, раскладывают на решетки, переплетенные волосяными веревочками, обращая эти веревки против солнца, для скорейшего высушивания рыбы вешают их в верхнем отверстии своего чума, причем разводимый беспрестанно внизу огонь способствует скорому копчению этой рыбы, называемой по – тунгуски «гапчанами».
Молоко домашнего оленя эвенки добавляли в чай, из него же получали сгущенное молоко – моколдо. Молоко, смешанное с ягодами – монты, считалось лучшей пищей в летнее время.
…А теперь самое «вкусное» - рецепты некоторых эвенкийских блюд.
Хунгэл. Такой суп варят, если с лета заготовили сушеную кровь и тыптун – сушеное мясо с костями. При разделке туши оленя вычищенный желудок наполняют свежей кровью, зашивают, затем подвешивают на дереве, сушат на солнце в продуваемом месте до тех пор, пока кровь не превратится в плотный ком.
Ставят варить бульон из тыптуна и, пока он кипит, от комка отрубают необходимое количество крови, завертывают в кусочек чистой тряпки и дробят в порошок с помощью дирэ – круглого камня. Когда бульон уже готов, в него добавляют размельченную сушеную кровь, тщательно размешивая ее в кипящем бульоне. Но размешивают не ложкой, а специальной мутовкой – ытык. Лишь энергично вращая, можно получить однородную массу. Хунгэл подают горячим.
Шашлык по-эвенкийски. Мясо со спинной части оленя режут на плоские куски величиной с ладонь, посыпают соль, нанизывают на рожны. Рожны втыкают вокруг костра, жарят мясо, переворачивая, следя за тем, чтобы оно не обгорело и не пропиталось дымом. Готовые, обычно верхние, куски выкладывают на блюдо или тарелку. Одновременно трубчатые кости освобождают от мяса и сухожилий, разрубают и аккуратно извлекают костный мозг. Вокруг горячего шашлыка размещают кусочки костного мозга, немного посыпают солью и сразу подают.
Юкола по-эвенкийски. Рыбу очищают, освобождают от головы и хребтовой кости, разрезают на длинные плоские пласты. На них делают надрезы в виде елочки с внутренней стороны и коптят на специальном дымокуре - у огня под крытым навесом. Слегка прокопченные пласты провяливают на солнце.
Лепешка по-эвенкийски. В прохладную воду всыпать соль, соду, муку, замешать тесто. Тесто тщательно размять, оно должно быть крутое как для лапши. Затем раскатывают лепешку круглой формы, протыкают вилкой или острием ножа, подпыливают мукой, чтобы поверхность была сухая. Теплой золе придают плоскую круглую форму, чуть-чуть похлопывая ладонью. На нее кладут тесто, сверху покрывают теплой золой, засыпают углями. Перед подачей на стол теплую лепешку разламывают и подают с маслом или корчаком к чаю. Иногда нарезают мелко олений жир и растапливают на сковородке, переливают в пиалу. При употреблении лепешку обмакивают в этот жир.
Вполне возможно, что многие из вышеописанных блюд вы приготовить не сможете. В силу разных обстоятельств – сложности приготовления или по причине отсутствия под рукой медвежатины. Но хотя бы раз удивить семью необычным и экзотическим блюдом эвенкийской кухни, все-таки стоит.

У любого народа существуют свои национальные кулинарные традиции. В нашей лексике можно встретить такие выражения, как «национальная кухня» или «национальное блюдо». Данные понятия, если хорошо вдуматься, могут многое поведать и об особенностях многонационального менталитета. Народы Сибири и Крайнего Севера, несмотря на принадлежность к разным этническим группам, имеют схожие кулинарные традиции. Это обусловлено, прежде всего, существованием в относительно одинаковых климатических условиях и ведением кочевого образа жизни.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что у народов Севера однообразное питание (мясо , рыба), можно с уверенностью говорить о разнообразии продуктов в их кухне: оленье молоко, боровая дичь, ягоды, дикие лук, чеснок и др. Следует заметить, что северные народы редко болеют цингой и другими видами заболеваний, обусловленных дефицитом потребных организму человека витаминов.

Автор данной статьи на основе собственных полевых наблюдений и опубликованных материалов попытался выявить основные традиционные особенности кухни и соответствующие новации на современном этапе жизни одного из северных народов — эвенков, в частности группы забайкальских эвенков — орочонов. Небольшая их часть и сегодня ведёт кочевой образы жизни, заготовка запасов на длительные периоды для них не характерна. На охоте и на рыбалке выработались навыки не убивать больше того, что нужно для питания в ближайшее время (Василевич , 1969).

Эвенки употребляли и употребляют в пищу несколько видов мяса: сырое, вяленое или сушёное, варёное. В отличие от мяса домашнего оленя предпочтение отдаётся мясу диких животных, чаще молодых.

Первый вид мясной пищи: печень, костный мозг и кровь животного, которые употребляются в сыром виде (парные ). В этом случае мясо мягкое и приятное на вкус, т. к. процессы распада в нём ещё не наступили. Кости ловко раскалываются в длину ударом тупого края ножа. Не остывший мозг считается особым лакомством. Чаще забайкальские эвенки прогревают кости на углях, а потом раскалывают. Мозг (чуму ́го) получается варёным.

Второй вид употребляемого в пищу мяса, как и рыбы, характерен для всех северных народов. Это свежие мясопродукты (рыба ), схваченные морозом (мёрзлое — не потеряло сок). Они строгаются длинными тонкими пластинами (стружками ), поэтому называются строганиной. Сверху посыпается солью или перцем или, если есть, намазываются горчицей.

Третий вид — мясо, сушённое над огнём или вяленное на солнце (сирнэ ), сегодня бы назвали его сублимированное. Для сушки резали узкими полосами сырое мясо, подсаливали и развешивали на перекладинах, которые укрепляли над костром (Василевич , 1961, с. 124). Такое мясо может храниться очень долго и употребляется в периоды, когда трудно добыть дичь (вторая половина зимы, начало лета). При приготовлении данное мясо размягчается обухом топора, отмачивается в воде, затем варится. После варки мясо можно пропустить через мясорубку и добавить в кашу (на вкус — каша с тушёнкой). Часто кусочки такого мяса имеются в кармане у каждого. При длительной перекочёвке можно ими утолить голод (такое мясо не подсаливают, чтобы меньше хотелось пить).

Основным способом приготовления мясной пищи у эвенков всегда считалась варка. Вареное мясо едят, запивая бульоном, разлитым по чашкам (Василевич , 1969). Сегодня эвенки заправляют суп макаронами, иногда — лапшой домашнего приготовления. Предпочтение отдаётся недоваренному мясу, которое долго переваривается в желудке и даёт энергию на долгое время. Нами отмечен вариант долговременного хранения варёного мяса. Такой вид мяса по-эвенкийски называется кукура́. Готовят его, нарезая варёное мясо на мелкие кусочки и подсушивая на каменной печке. В таком виде мясо может долго храниться и удобно в употреблении. Зимой варёное мясо можно истолочь в муку и обжарить на животном жире.

Сам по себе жир животного происхождения (внутреннее сало диких копытных и домашних оленей) является одним из традиционных видов питания. Он употребляется сухим (летом ), мёрзлым (зимой — бутерброд из лепёшек с жиром).

Для приготовления пищи широко используются и субпродукты: желудок, голова, кишки. Из последних готовят колбасы, которые бывают с жиром или кровяные (Василевич , 1969, с. 125). Первые готовят из толстой кишки (мо ́ман), покрытой сверху жиром. Промыв кишку, её выворачивают, и жир оказывается внутри. Такую колбасу обжаривают на рожне или на сковороде. Кровяную колбасу делают из тонких кишок. Промыв кишки, их выворачивают, наполняют жидкой кровью и перевязывают на концах, затем варят в кипятке. В процессе полевых работ автору удалось по одному из традиционных рецептов приготовить и попробовать шашлык из фаршированного желудка. Для этого сначала тщательно был очищен, промыт желудок убитого оленя. Затем все его складочки были заполнены мясным фаршем. Приготовленный таким способом желудок насаживался на рожень и поджаривался на огне костра. Сердце (ме ́ван), почки (босо ́кто), лёгкие (овсо ́л) чаще всего жарят с применением растительного масла или животного жира на сковороде.

Приготовление мяса жертвенного оленя не отличается от обычного (Василевич , 1969). Отличается только его употребление. После ритуального забоя оленя и приготовления любого блюда из его мяса собирается жертвенное угощение местным духам. Для этого кусочки мяса укладываются на берёсту или кору и относятся на жертвенное место (как правило — место проведения обряда вывешивания на лесине шкуры жертвенного оленя). «Угощение » духам укладывается на специальный помост — лабаз, на который после общей ритуальной трапезы также складывали все кости жертвенного оленя. Лабаз тщательно прикрывается прутьями и ветками. Остатки жертвенной пищи «скармливаются » костру. Собак и других животных ни в коем случае кормить этим мясом нельзя.

Рыбу, как и мясо животных, едят варёную и обжаренную на рожне. На зиму заготавливают следующим образом: солят, сушат, вялят на солнце или над костром.

Оленье молоко обычно добавляют в чай. Ещё во второй половине XX века, по словам Арунеевой Ольги Фёдоровны (1937 г. р., Тунгокоченский район, Читинской области) доили до 40 маток (утром и вечером), делая запасы молока. На зиму его морозили в берестяной посуде. Иногда сушили в каменной печи. По словам информатора, молоко наливали на листы и помещали в закрытую печь. В результате получалось подобие сырков (сухарей ), только молочных, предназначенных для длительного хранения. Их добавляли в чай, где они плавились.

Из оленьего молока готовили масло. Для этого молоко наливали в берестяной туесок и привязывали к оленьему седлу. В процессе передвижения оленя молоко само по себе сбивалось до состояния масла.

Весной эвенки собирают берёзовый сок. Летом очень активно употребляются в пищу произрастающие на данной территории ягоды: голубика, смородина, жимолость, брусника, черёмуха и др. В большинстве случаев ягоды едят сырыми. Иногда готовят варенье, но в небольшом количестве из-за экономии сахара. Если молока достаточно, то его используют в качестве лакомства, смешивая с размятой голубицей (манты ), что по вкусу напоминает современный йогурт. На зиму сушат черёмуху, остальную ягоду чаще всего замораживают и хранят на лабазах.

Из других дикоросов эвенки собирают орехи кедрового стланика и грибы. Последние жарят, варят, сушат и солят. По возможности употребляют дикий лук в свежем и засоленном виде. Картофель меняют или покупают у русского населения. Основная часть его хранится в лабазах, а небольшое количество перевозится с собой. Один из информаторов (Черных Г. В., 1947 г. р., с. Усть-Киренга, Тунгокоченского района, Читинской области) применяет следующий вид хранения картофеля зимой: очищает, нарезает пластинками, заворачивает в полиэтиленовый пакет и опускает в ключ или прорубь.

В процессе полевых исследований выяснилось, что забайкальские эвенки очень много употребляют в пищу хлебных изделий. Мясо, чай и хлеб — основная пища в тайге.

Чай пьётся в первую очередь по приходу на новое место и перед началом любого дела. На сегодняшний день забайкальские эвенки имеют возможность приобретать у русских развесной гранулированный чай, который, в целях экономии, употребляют слабо заваренным. Летом, иногда, в заварку добавляют чабрец, листья смородины, плоды шиповника. Пьют чай с сахаром или с конфетами.

Хлеб употребляется двух видов — кислый и в виде пресных лепёшек. По исследованиям Василевич (1969 ) и сообщениям наших информаторов, хлеб эвенки научились печь у русских. Кислый хлеб (ко ́лобо) выпекается в каменной печи в форме булок. Иногда, заведя с вечера опару (дрожи , соль, вода, растительное масло, мука), утром подмешивают её и убирают в тёплое место. Несколько раз подбивают, затем выкладывают в формы, смазанные растительным маслом. Формы с приподнявшимся тестом помещают в предварительно разогретую печь на 1,5 часа.

Пресные лепёшки (удо ́ны) эвенки умели стряпать ещё до прихода русских. Готовят их следующим образом. Крутое тесто (мука , вода, растительное масло или маргарин, соль, сахар, сода) формируют в виде круглой лепёшки толщиной 2-3 см, обжаривают на сковороде или горячем камне. Чтобы лепёшки лучше пропеклись, их в нескольких местах прокалывают сверху ножом или палочкой. Затем, поставив лепёшку на ребро и подперев её палочкой, допекают у костра до получения хрустящей коричневой корочки (Василевич , 1969).

Иногда пресные лепёшки раскатывают тоньше, либо нарезают небольшие кусочки (ландо ́рики) и обжаривают на жиру или растительном масле в сковороде.

Запасы муки, растительного масла, соли хранятся во всех лабазах (гу ́лу), выстроенных на пути кочёвок. Поэтому, во время перекочёвок с собой везут лишь небольшой запас муки, который, по необходимости, можно в любой момент привезти на олене из ближайшего лабаза-хранилища. С собой в дорогу берётся только всё самое необходимое.

Конечно, в силу различных причин, кухня эвенков претерпела изменения. В настоящее время эвенки могут приобретать и употреблять в пищу крупы (чаще — рис, пшёнка, горох), макароны, а также различные приправы (в том числе кетчуп, майонез), консервы, конфеты, печенье. В то же время, традиционные продукты питания и способы их приготовления у таёжных оленеводов и на сегодняшний день остаются основными, что обусловлено рядом причин, в первую очередь — формой организации хозяйственной деятельности и средой обитания. Традиции приготовления пищи формировались на протяжении всей истории существования кочевых народов. В результате жизнеспособными остались те продукты и приёмы их приготовления и хранения, которые были выверены временем. В условиях ведения кочевого хозяйства они остаются неизменными и в настоящее время.

Материалы собраны при финансовой поддержке «Байкальского археологического проекта» (университет Альберта — г. Эдмонт, Канада) — SSARCC MCRI412-2000-1000.

Литература

Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). — Л., 1969. — 304 с.